Содержание 1. Пояснительная записка. 3 1.1. Цели и задачи реализации программы дополнительного 5 образования. 1.2. Принципы и подходы формирования программы 6 дополнительного образования. 1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента 7 воспитанников. 2. Планируемые результаты. 12 3. Структура образовательного процесса программы 13 дополнительного образования. 3.1. Рабочая программа первого года обучения. 15 3.2. Рабочая программа второго года обучения. 20 4. Взаимодействие с семьей в реализации программы 25 дополнительного образования. 5. Учебный план. 27 6. Календарный учебный график. 27 7. Оценочные материалы. 28 8. Организационно-педагогические условия. 29 8.1. Материально-техническое обеспечение программы 29 обеспечение программы 29 дополнительного образования. 8.2. Программно-методическое дополнительного образования. 2 1. Пояснительная записка. Название образовательного учреждения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 247. Учредитель: Управление образования Администрации города Екатеринбурга. Адрес учредителя: 620103 г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы, 35. Юридический адрес: 620103 г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы, 35. Телефоны: 8(343) 297-28-05, факс: 8(343) 297-28-05. Год основания: 2013 Организационно – правовая форма: автономное учреждение. Тип: дошкольное общеобразовательное учреждение. Вид: детский сад. Режим работы: Пятидневная неделя с 10,5 часовым пребыванием детей (с 7.30 до 18.00 часов), исключая праздничные и выходные дни. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 66 № 007445339 от 29 августа 2013 года. Образовательная программа дополнительного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса в дополнительном образовании, направлена на обеспечение условий для интеллектуального, физического, нравственного развития и самореализации личности, путем формирования духовно-нравственных ценностей и развития коммуникативного опыта, формирование у воспитанников целостной картины мира. Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии со следующими документами: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»; 3 • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.; • Международная Конвенция «О правах ребенка» (1989); • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26); • Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 247, утверждённым распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга. Направление и содержание дополнительного образования в дошкольных учреждениях определяется запросами родителей (законных представителей), интересами и потребностями воспитанников. Образовательная деятельность в МАДОУ строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, 4 интересе к психологическим особенностям периодов детского развития в ее основу положена программа «Детский дизайн», разработанная Г. Н. Пантелеевым. В программе определены задачи, основные направления, ценностноцелевые ориентиры, условия и средства развития ребенка средствами новой художественно-декоративной развитию воображения, деятельности. Особое внимание эмоционально-чувственной, уделено художественно- эстетической сферы дошкольников. 1.1. Цель и задачи реализации программы дополнительного образования. Цель программы дополнительного образования развитие художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения дизайн-деятельности. Задачи программы дополнительного образования: Обучающие: • Последовательно знакомить детей с различными видами дизайна (художественная аранжировка, дизайн одежды, декоративно- пространственный дизайн). • Поэтапное освоение детьми различных видов дизайна. Развивающие: • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. • Развитие навыков коллективных действий, взаимодействия. Воспитывающие: • Адаптировать ребенка к окружающему миру через дизайн-деятельность. • Воспитывать эстетический вкус. • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. 1.2. Принципы и подходы дополнительного образования. 5 формирования программы В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы: Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип гуманизации, который означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Принцип природосообразности, который предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений). Принцип дифференциации, который позволяет организовать воспитание и обучение детей по уровню развития, состоянию здоровья (физического, психического), возрастным особенностям, интересам и творческому потенциалу, половому признаку. Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития. Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования). Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, ведущей из которых является игра. 6 Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; Принцип культуросообразности, который реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. 1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников. Программа предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Возрастная адекватность – один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. В игре реализуется большая часть содержания таких образовательных областей, как «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развития», «Речевое развитие». Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и конструктивная деятельности, чтение (восприятие) художественной литературы, общение, труд. Возрастные особенности детей 4-5 лет. В возрасте от 4 до 5 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в 7 будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей, на которых они хотят быть похоже. Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. В среднем возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 2025 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки). Ребенок 4-5 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях 8 людей. В 4-5 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. При распределении детьми ролей для игры в этом возрасте можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. Круг чтения ребенка лет 4-5 пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 56 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Музыкально-художественная деятельность. В среднем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное. Развитие мелкой моторики совершенствование техники художественного творчества. 9 влияет на Возрастные особенности детей 5-6 лет. В целом ребенок 5-6 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». К 5-6 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные правила и нормы. В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). В играх дети 5-6 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. В возрасте 5-6 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что 10 приводит к меньшей отвлекаемости детей. В старшем возрасте у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство ─ слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Большую значимость для детей 5-6 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Упорядочивание предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения). 11 Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоциональновыразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). 2. Планируемые результаты. - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; 12 - ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 3. Структура образовательного процесса программы дополнительного образования. Предлагаемая Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 4-6 лет разновозрастной группы, подчиненной единой цели: развитие художественного творчества у детей дошкольного возраста в процессе освоения дизайн-деятельности. Строится программа по трем направлениям: 1. «Художественная аранжировка» - предполагает знакомство дошкольников с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий. 2. «Дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной. 3. «Декоративно-пространственный дизайн» – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручный бросовый материал. Образовательная деятельность проводится с детьми в виде кружковой работы 2 раза в неделю во вторую половину дня не более 20 минут для детей 4-5 лет, не более 25 минут для детей 5-6 лет (Требования СанПиН 2.4.1.304913). В группах не более 15 человек. В группе 4-5 лет - недельная образовательная нагрузка составляет 40 минут, продолжительность непрерывной НОД не более 20 минут. В группе 5-6 лет - недельная образовательная нагрузка составляет 50 минут, продолжительность непрерывной НОД не более 25 минут. 13 Программа дополнительного образования затрагивает все направления развития детей, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Образовательные области Физическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художественноэстетическое развитие Социальнокоммуникативное развитие Содержание - развитие основных движений детей; - сохранение и укрепление здоровья воспитанников; - развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств; - ритмические минутки; - дыхательные и артикуляционные упражнения; - моделирование игровых ситуаций. - развитие активной речи детей; - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие личностных и интеллектуальных качеств; - артикуляционная гимнастика; - развитие речевой интонации и выразительности; - развитие личностных и интеллектуальных качеств. - расширение кругозора детей; - формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; - овладения элементарными знаниями и понятиями о видах дизайна; - развитие мелкой моторики рук; - моделирование игровых ситуаций; - знакомство с профессиональной терминологией. - развитие музыкально-ритмической деятельности; - развитие творческого воображения; - развитие мелкой моторики рук; - моделирование игровых ситуаций - развитие личностных и интеллектуальных качеств. - приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников; - воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; - формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира); - моделирование игровых ситуаций. - развитие личностных и интеллектуальных качеств. 3.1. Рабочая программа первого года обучения. 14 Цель: совершенствовать практические умения и навыки детей при изготовлении изделий из разных материалов, добиваясь точной скоординированной работы рук. Задачи: Учить детей элементам дизайна. Учить правильно пользоваться материалами и инструментами, содержать их в определенном порядке: не разбрасывать, брать по мере надобности. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах. Учить детей использовать изготовленные ими поделки для игры, для украшения группы, в качестве подарков. Знакомить детей с различными видами дизайнерского искусства. Продолжать активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. Приучать детей Вводное занятие. Что такое «Дизайн»? Количество часов в неделю Тема непосредственной образовательной деятельности СЕН ТЯБР Ь месяц правильно оценивать свои работы, работы товарищей. 1 Цель Направление Познакомить детей с понятием «дизайн», с профессией дизайнера. 15 ОКТЯБРЬ «Паучки на паутине» 2 Познакомить детей с Художественна разнообразием бросового я аранжировка материала. Учить выполнять поделку из бросового материала. Познакомить детей со способами крепления деталей для прочности поделки. Развивать творческое воображение детей, умение видеть необычное в обычных предметах. Развитие мелкой моторики. «Кузовок» 1 Развивать воображение, Художественна фантазию, я аранжировка художественный вкус. Объемная аппликация из природного материала с использованием бумажной мозаики «Ваза с цветами» 2 Создать условия для Декоративнораскрытия творческого пространственн потенциала детей ый дизайн посредством художественного творчества. Одежда из листьев «Диво осени» 2 Развивать умение «Дизайн декорировать осенними одежды» листьями, конструировать модели одежды из нестандартного оборудования Коллаж поляна» 2 Познакомить с техникой коллажа, учить создавать поделки из ниток Познакомить с «насыпной» техникой изображения различными видами семян и крупы, расширить знания детей о различных видах зерновых культур Учить выполнять поделку из бросового материала. Познакомить детей со способами крепления деталей для прочности поделки. «Осенняя Панно «Фантазия» (из круп разных видов) 2 Игольница «Светикмногоцветик» 2 16 Художественна я аранжировка Декоративнопространственн ый дизайн Художественна я аранжировка НОЯБРЬ 2 Объемная аппликация «Летите голуби» 2 «Игрушка-ловушка» 2 Панно «Подсолнухи за плетнем» 2 Именная карточка 2 Подвеска под потолок «Птица» 1 Шляпы 2 Познакомить детей с «Дизайн разными видами одежды» новогодних костюмов. Вместе с детьми украсить заранее изготовленные шляпы различными видами бросового материала. Развивать художественный вкус, фантазию. «Ажурная снежинка» 1 Научить детей вырезать Декоративноснежинки из правильно пространственн сложенного квадрата. ый дизайн Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность. ДЕКАБРЬ «Кораблик» Познакомить с понятием «флористический дизайн», «прессованная флористика». Составляем пробную композицию из сухих листьев. Овладеваем основными навыками выполнения икебаны. Познакомить с техникой «объемная аппликация», развивать аккуратность, мелкую моторику Учить выполнять поделку из бросового материала. Познакомить детей со способами крепления деталей для прочности поделки. Учить выполнять поделку с помощью бросового материала. Развивать любознательность, воображение, активизировать речь детей. Создать с детьми оригинальное дополнение к праздничной сервировке стола. Развивать фантазию, художественный вкус, воображение. Учить вырезать из бумаги ажурные фигуры, делать подвеску для украшения комнаты 17 Декоративнопространственн ый дизайн Художественна я аранжировка Художественна я аранжировка Декоративнопространственн ый дизайн Декоративнопространственн ый дизайн Декоративнопространственн ый дизайн ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ Новогодний маскарад 2 Учить делать карнавальные «Дизайн маски, развивать одежды» воображение Коллективная работа «Зимний пейзаж» 2 Создать условия для Художественна раскрытия творческого я аранжировка потенциала детей посредством художественного творчества. Закреплять знания цвета и его оттенков. Продолжать формировать интерес детей к работе. Кулон из бисера 2 «Мое необыкновенное дерево» 2 «Лилии» 2 «Кормушка для птиц» 2 Открытка к 23 февраля 2 «Золотая рыбка» 2 Познакомить с техникой бисерплетения, развивать мелкую моторику, воображение Обучение технике: выкладывание изображения крупой, рисование пластилином. Развитие творческого воображения. Развивать творческие способности дошкольников, познакомить с процессом изготовления лилии Учить выполнять поделку с помощью бросового материала. Развивать творческие способности дошкольников. Познакомить с техникой изготовления объемных открыток, развивать воображение Учить детей оформлять изделие с помощью пайеток и ленты для букетов. Учить наносить мелкие детали поверх крупных и наоборот. Учить выделять и воспроизводить характерные особенности строения и части тела рыб. 18 «Дизайн одежды» Художественна я аранжировка Декоративнопространственн ый дизайн Декоративнопространственн ый дизайн Художественна я аранжировка Художественна я аранжировка АПРЕЛЬ МАРТ Рамка «Аленький цветочек» Шкатулка украшений 2 для 2 «Костюмы разных народов» 4 «Волшебные грибы. Грибная поляна» 2 Сумка из бумаги 2 Аппликация «Цыпленок» 2 Мобиль «Детский» 2 Учить выполнять поделку с помощью бросового материала. Развивать творческие способности дошкольников. Создать с детьми оригинальную шкатулку для украшений из спичечных коробков. Воспитывать у детей уважение к труду других людей. Формировать умение делать одежду для кукол из ткани с помощью клея и степлера Обучение технике: рисование крупой по пластилиновой пластине. Развитие творческого воображения. Декоративнопространственн ый дизайн Формировать у детей практические умения и навыки выполнения декупажа: вырезание понравившейся детали, размещение салфетки на поверхности, обильное намазывание клеем, дорисовка Учить аппликации в технике «капроновая живопись», формировать умение использовать различные изобразительные средства; учить передавать в работе объем при помощи тона и цвета Создавать условия для возникновения положительных эмоций, учить детей изготавливать мобиль. Развивать художественный вкус, интерес к окружающему миру. «Дизайн одежды» 19 Декоративнопространственн ый дизайн «Дизайн одежды» Декоративнопространственн ый дизайн Художественна я аранжировка Художественна я аранжировка 2 Панно «Фрукты» 2 МАЙ «Дерево-талисман» Учить выполнять поделку с помощью бросового материала. Развивать творческие способности дошкольников. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей посредством художественного творчества. Закреплять знания цвета и его оттенков. Продолжать формировать интерес детей к работе. Декоративнопространственн ый дизайн Декоративнопространственн ый дизайн 3.2. Рабочая программа второго года обучения. Цель: стимулировать самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения для участия в конкурсах различного уровня. Задачи: Научить детей изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, для оформления интерьера дошкольного учреждения, дома. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения. Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения. Продолжать активизировать и уточнять словарь детей. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях. Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи, умение согласовывать свои действия с партнерами. 20 Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, воображение и фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов. СЕНТЯБРЬ Тема непосредственной образовательной деятельности Количество часов в неделю месяц Воспитывать устойчивый интерес к дизайн-деятельности. Цель Направление Карандашница с игрушкой 2 Создать с детьми Художественная оригинальную аранжировка карандашницу из бросового материала, украшенную пайетками. Развивать творческие способности дошкольников. Осенние цветы из ниток своими руками 2 Развивать координацию Декоративнодвижений, мелкую пространственны моторику пальцев, й дизайн воспитывать бережное отношение к природе. «Три поросенка» (коллективная работа) 2 Учить детей выполнять Художественная поделку из соломки, сучков, аранжировка каштанов; создавать из отдельных частей единую композицию. Развитие мелкой моторики; воспитывать у детей желание работать вместе, помогать друг другу. 21 2 Осенние цветы из ниток своими руками 2 «Дюймовочка и жаба» 2 Одежда оригами 2 «Ангелочек» 2 Коллективная работа «Папа-осьминог и осьминожки» 2 «Шашки» 2 НОЯБРЬ ОКТЯБРЬ «Домик» Познакомить детей со способом изготовления поделки-«изонить», учить детей правилам обращения с иголкой, шилом. Рассказать, как устроена швейная игла и как ее можно использовать. Учить вставлять нитку в иголку, проделывать шилом небольшие отверстия на картоне; учить выполнять простейший узор из нитоктреугольник. Развитие мелкой моторики, воспитание усидчивости, терпения. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев, воспитывать бережное отношение к природе. Художественная аранжировка Декоративнопространственны й дизайн Учить выполнять поделку с Художественная помощью бросового аранжировка материала. Развитие мелкой моторики, воспитание усидчивости, терпения. Учить делать бумажные «Дизайн одежды» предметы гардероба Познакомить с техникой «квилинг», воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством мятой бумаги изображение осьминога. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. Учить выполнять поделку с помощью бросового материала. Развивать любознательность, воображение, активизировать речь детей. 22 Художественная аранжировка Декоративнопространственны й дизайн Декоративнопространственны й дизайн 2 Пиратская шляпа 2 «Снеговик» 2 Развивать творческое «Дизайн одежды» воображение. Учить детей сочетанию цветов для дизайна наряда снеговика. «Новогодняя елка» 2 Учить делать новогоднюю Художественная елку из фетра аранжировка Открытка «С Новым годом» 2 Новогодний маскарад 2 «Гигантские снежинки». маше) 2 Учить декорировать бумагу, используя мелкие блестки, наклейки, стеклярус, вырезанные фигурки Учить делать карнавальные маски, развивать воображение Познакомить детей с изделиями из папье-маше. Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами, клеем. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, радоваться результату своей деятельности. (Папье- ФЕВРА ЛЬ ЯНВАРЬ ДЕКАБРЬ «Колье из лент» Учить выполнять поделку с «Дизайн одежды» помощью бросового материала, правильно пользоваться материалом и инструментами. Развивать художественный вкус детей. Развивать аккуратность, «Дизайн одежды» воспитывать художественный вкус Художественная аранжировка «Дизайн одежды» Декоративнопространственны й дизайн «Сказочная зимняя ночь» 2 Обучение технике: черно- Декоративнобелый грантаж. Развитие пространственны творческого воображения. й дизайн «Картина из пластилина» 2 Развивать чувство формы, Декоративнофактуры, тактильные пространственны ощущения. Укреплять й дизайн пальчики и кисти рук 23 2 Создать условия для Художественная раскрытия творческого аранжировка потенциала детей посредством художественного творчества. Закреплять знания цвета и его оттенков. Продолжать формировать интерес детей к работе. «Подводные исследователи» 2 Дать детям возможность Декоративносравнить надводный и пространственны подводный транспорт. й дизайн Учить выполнять поделку с помощью бросового материала (пустые бутылочки от «Растишки»). Развивать интерес к окружающему нас миру. «Кукла» 2 Учить детей изготавливать Художественная поделки из остатков ниток. аранжировка Развивать творческое мышление, воображение. Букет из конфет 2 «Жар- птица» 2 «Ромашки» 2 Учить делать объемные цветы из гофрированной бумаги, развивать воображение Познакомить детей со свойствами ткани. Учить детей создавать поделку из бумаго-ткани, подбирать цветосочетания отдельных деталей, дополнять готовое изделие мелкими деталями. Воспитание эстетического вкуса, аккуратности, развитие мелкой моторики. Закрепить знания детей о цветовой гамме и сочетанию цветов. Формировать навыки коллективной работы (умение договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь). Развивать цветовое восприятие, творческую активность. МАРТ «Замок» 24 Декоративнопространственны й дизайн Художественная аранжировка Художественная аранжировка Клоун на день смеха 2 Изготовление игрушки клоуна из бросового материала Развитие творческого воображения. Закреплять навыки сочетания цветов. «Волшебство весеннего леса» 2 «Фруктовая ваза» 2 «Цветочная шляпка» 2 Многоярусная шкатулка из бумаги 2 ДекоративноПознакомить со способом изготовления многоярусной пространственны й дизайн шкатулки, развивать мышление, внимание, творческую фантазию; воспитывать эстетический вкус аккуратность, усидчивость, терпение. Открытка ко Дню победы 2 Развивать воображение Макет детской площадки 2 Развивать умение Декоративноориентироваться на пространственны плоскости, конструировать й дизайн из бумаги Взаимодействие с Декоративнопространственны й дизайн Закреплять умения детей Художественная пользоваться иголкой с аранжировка ниткой. Развитие мелкой моторики, воспитание усидчивости, терпения. «Дизайн одежды» Закреплять навык накручивания полоски бумаги в ролл; развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать, видеть результат. АПРЕЛЬ МАЙ 4. Художественная аранжировка семьей в творческое Художественная аранжировка реализации программы дополнительного образования. Одним из важных условий реализации программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса. 25 Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. В основу совместной деятельности с семьями воспитанников заложены следующие принципы: • единый подход к процессу воспитания ребёнка; • открытость дошкольного учреждения для родителей; • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; • уважение и доброжелательность друг к другу; • дифференцированный подход к каждой семье; • равно ответственность родителей и педагогов. Польза для семьи: Участвуя в деятельности по реализации задач ДОП, родители: • ощущают личную причастность к организации образовательной деятельности с детьми; • видят, как их ребенок общается с другими; • начинают больше понимать в детском развитии; • получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним; • обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома; • знакомятся с друзьями своих детей, о которых они рассказывали; • устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями; • получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы. Польза для педагога: При участии родителей в жизни группы воспитатели могут: • понять, как родители мотивируют своих детей; • увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи; • узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми; 26 • получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими. Формы работы с родителями: - специальные консультации «Дизайн в семье», «Что такое дизайн?», «Наши руки не для скуки»; - видео- ролики «Где водятся волшебники…», «Творческая мастерская»; - презентации «Оригами», «Расписные игрушки», «Подарки осени», слайд-шоу «Мастерская Деда Мороза»; - конкурсы семейного творчества; - Дни открытых дверей. 5. Учебный план. Направления Первый год обучения 1 Второй год обучения 0 Художественная аранжировка Дизайн одежды 23 28 14 12 Декоративнопространственный дизайн 26 24 Вводное 6. Календарный учебный график. Содержание Начало учебного года Возрастные группы Первый год обучения Второй год обучения 3 неделя сентября 3 неделя сентября Окончание учебного года Продолжительность учебного года всего, в том числе: 2 неделя мая 36 недель 2 неделя мая 36 недель первое полугодие второе полугодие Продолжительность учебной недели 17 недель 19 недель 5 дней 17 недель 19 недель 5 дней 2 2 Количество ОД в неделю 27 Объем ОД в неделю Длительность ОД Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной программы: вводная диагностика/итоговая диагностика 40 мин до 20 минут Вводная – сентябрь 50 мин до 25 минут Вводная – сентябрь Итоговая - май Итоговая - май 7. Оценочные материалы. Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Цель диагностики: выявление уровня развития художественно- творческих способностей детей, эффективности педагогического воздействия. Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий. Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей. Критерии (индикаторы) Творческая активность. Новизна, оригинальность. Сенсорные способности (чувство цвета, формы). Высокий уровень (3 балла) Повышенный интерес, творческая активность. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции. Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. 28 Средний уровень (2 балла) Низкий уровень (1 балл) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога. Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками. По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. Хорошо развита моторика Общая ручная рук, аккуратность. умелость. Самостоятельность. Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. Композиция. На полосе листа с незначительными элементами. Не продуманно, носит случайный характер. Ручная умелость развита. Требуется незначительная помощь. Слабо развита моторика рук. Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. Баллы Самостояте льность Общая Ручная умелость Сенсорные способност и (чувство цвета, формы) Композици я Новизна, оригинальн ость Творческая активность Диагностическая карта развития детей в процессе освоения программы дополнительного образования № Ф.И.ребенка 8. Организационно-педагогические условия. 8.1. Материально – техническое обеспечение программы дополнительного: 1. Наличие кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям. 2. Наличие столов для работы. 3. Приобретение бумаги различных цветов и оттенков. 4. Средства ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, телевизор, экран, интерактивная доска. 8.2. Программно-методическое обеспечение программы дополнительного образования. 1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. Выпуск 1. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2012 29 2. Давыдова Г. Н. Детский дизайн – 2. Поделки из бросового материала. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2011 3. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. Выпуск 3. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2012 4. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2013 5. Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала. Цветы. – М.: Изд- во «Скрипторий 2003», 2012 6. Лыкова И.А. Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. – М.: Изд-во «Карапуз», 2009. 7. Лялина Л. А Дизайн и дети: из опыта методической работы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 8. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: Изд-во «Карапуз- Дидактика», 2006. 30