РП музыка

IlpHJIOX(CHHC

PoccnikKa» e,n:epau;HSI
)J;enapTaMeHT 06pa3osaun» A,n:MHHHCTpau;nn r. EKaTepnu6ypra
Myunu;nnam.uoe aBTOHOMHOe p;omKOJihHOe o6pa3oBaTeJihHOe y11pe?ISJJ:eune p;eTCKHii cap; .N'!! 247
yn. Ilarpn:ca Il)'MYM6I>r, 35 r. EKaTepn:H6ypr, CBep,n:noBcKaH o6n., 620085 TeJI.297-05-28MADOU247@yandex.ru

~~.
" 3.~'Bt~l~,~~,M~OY N~

IIPIIIUITO: .
Ha rre)J;arorn:qecKoM coBeTe
IlpOTOKOJI }{Q I OT3ftJfd;!.

. '·' fl'• ''i .;.t

247

.LiJt..~. KphUIOBa
VR~Kin NQ~'~fotif I tJf df/1,J,,

;~;:;;1

Pa6oqaSI nporpaMMa
(MO,IJyJib) «Xy,n;o)l(eCTBeHH0-3CTeTHqecKoe pa3BHTHe»
(MY3I>IKa)
OCHOBHOii o6m;eo6pa30BaTeJII>HOii rrporpaMMbl - o6pa30BaTeJibHOii rrporpaMMbl
,IJ;OIDKOJibHOro o6pa30BaHIDI ,IJ;JUI ,n;eTeii

r.EKaTepHH6ypr,2022

2-7 JieT

.N'!! 2

СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел

I.
1. 1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации программы

5

1.1.2.

Методические принципы музыкального воспитания

6

1.1.3.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей

12

1.2.

Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы по возрастам

18

Содержательный раздел

II.
2.1.

Учебный план

26

2.1.1.

Перспективное планирование работы по музыкальному развитию (ясли)

26

2.1.2.

Перспективное планирование работы по музыкальному развитию (младшая группа)

39

2.1.3.

Перспективное планирование работы по музыкальному развитию (средняя группа)

53

2.1.4.

Перспективное планирование работы по музыкальному развитию (старшая группа)

63

2.1.5.

Перспективное планирование работы по музыкальному развитию (подготовительная группа)

74

2.2.

Особенности взаимодействия с родителями. План взаимодействия с родителями на год

76

Организационный раздел

III.
3.1.

Особенности организации образовательного процесса

78

3.1.1.

Организованная непосредственно-образовательная деятельность с детьми

78

3.2.

Организация музыкальной развивающей предметно - пространственной среды

79

3.3.

Обеспеченность методическими материалами

80

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1.Пояснительная записка
За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Нам предлагают большое
количество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, образовательных технологий. Изменились дети и
родители, а главное изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном
этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми.
Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при
реализации основной образовательной программы (00П) Д0, определяющие новое представление о содержании и
организации музыкального воспитания. Определение ценностных ориентиров:
Развитие ценностных отношений личности с целью интеграции ее в национальную и мировую культуру;
Развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обесп5ечивающих ее развитие и самореализацию;
Формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний картины мира.
Данная программа воспитательно - образовательной деятельности музыкального руководителя муниципального
автономного дошкольного образовательного

учреждения детского сада №247 составлена в соответствии с

требованиями ФГОС на основе парциальной программы музыкального воспитания « Ладушки», авторов
Новоскольцевой И. и Каплуновой И.( издательство « Композитор» г. Санкт- Петербург» 2009), и в соответствии
1.27310нормативно – правовыми документами:
Законом Российской Федерации от 10.07.1992№3266-1 « Об образовании»;
Уставом МАДОУ детский сад № 247 города Екатеринбурга

2

Санитарно-эпидемиологическими

правилами

и

нормативами

СанПиН

2.4.1.2731-10

эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима

«Санитарно-

работы дошкольных

образовательных учреждений» от 20.12.2010;
Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от17.10.2013г. №1155 « Об утверждении
федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
Основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 247. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем
заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они
встречаются в жизни. Музыкальное воспитание

в ДОУ осуществляется на основе примерной основной

общеобразовательной программы « Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Парциальная программа « Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с
дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям
и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа
« Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их
образного мышления, и развитию личности. Программа
разработанный

оригинальный

продукт,

позволяющий

«Ладушки» представляет собой качественно
эффективно осуществлять

комплексное

всестороннее

музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику
средствами, и к творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных
видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же возрастных особенностей детей. Программа разработана в

3

соответствии с ФГОС. В программе сформулированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 2-х до 7-ми
лет.
1.1.1. Цели и задачи рабочей программы
Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи:
1. Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития:
развитие слуха - научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную аудиальную
информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков ,шумов, музыки в природе
развитие внимания
развитие чувства ритма
развитие индивидуальных музыкальных способностей
3. Приобщить воспитанников русской народно- традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков, в различных видах музыкальной
деятельности ( игра на музыкальных инструментах)
5. Развитие коммуникативных способностей.
6. Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
7. Использовать гармонизирующее действие музыки на психическое расслабление воспитанника.
1.1.2. Методические принципы музыкального воспитания:
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
- Учет возрастных особенностей воспитанников.
4

- Гендерный подход к используемому репертуару.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Принципы преемственности.
- Принцип положительной оценки.
- Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.
- Соотношение с тематическим планированием ООП ДО.
Формы проведения занятий:
1.

Традиционное

2.

Комплексное

3.

Интегрированное

4.

Доминантное
Структура музыкального занятия:
( структура может варьироваться, в соответствии с усвоением материала детьми)

1.

распевание, пение

2.

развитие чувства ритма, музицировании

3.

пальчиковая гимнастика

4.

слушание, импровизация

5.

музыкально- ритмические движения

6.

пляски, хороводы

7.

игры

Наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях:
5

- только качественная аудиозапись музыки
-иллюстрации и репродукции
- малые скульптурные формы
- дидактический материал
- игровые атрибуты
- музыкальные инструменты
- «живые игрушки» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы)
Условия реализации программы:
1.

Создание предметно- развивающей среды:

Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
Предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения;
Способствует реализации образовательной программы;
Строится с учетом национально - культурных и климатических условий;
Должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
2.

Программа

по музыкальному образованию, опираясь на вариативную комплексную программу,

предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе, с учетом алгоритма
проведения музыкальных занятий. Исходя из календарного года ( с 1 сентября 2021 г. по 31мая 2022 г.) количество
часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. Индивидуальная
работа и развлечения с детьми проводится во второй половине дня. Музыка используется в режимных моментах.
Целевые ориентиры:
6

Результатом реализации программы по музыкальному развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
- умение передавать выразительные музыкальные образы;
- восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных произведении,
- сформированность двигательных навыков и качеств ( координация, ловкость и точность движений, пластичность);
- умение передавать игровые образы, используя песенные танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Цели и задачи по реализации музыкального воспитания образовательной области
« Художественно - эстетическое развитие»
Первая младшая группа (с 2 до 3 лет)
Музыкальное

восприятие

слушание-интерпритация:

– - воспитывать внимательное слушание музыкальных пьес разного характера;
- развитие эмоционального отклика у детей на музыкальное произведение;
- исследование различных

музыкальных инструментов, как настоящих так и

самодельных:
- активация слуховой восприимчивости;
Музыкальное

-развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения

исполнительство-

-развивать умение подпевать фразы в песне, постепенно приучать к сольному пению;

импровизация - творчество

-формировать вокальные и певческих умения ;
-развитие и обогащение звукового сенсорного опыта, опыта манипулирование с
предметами, звукоизвлечение, умение сравнивать разное звучание предметов;
7

Вторая младшая группа (с3 до 4 лет)
Музыкальное

восприятие

слушание-интерпритация:

– - воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на
музыку;
- исследование качеств музыкального звука: высота, длительность, динамика, тембр;
- организация детского экспериментирования

с немузыкальными ( шумовыми,

природными) и музыкальными звуками;
- активация слуховой восприимчивости дошкольника
Музыкальное

- развитие двигательно–активных качеств в

видах музыкальной деятельности –

исполнительство-

музыкально – ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах;

импровизация - творчество

- развитие координации движений и мелкой моторики при обучении игры на
инструментах;
- формирование вокальных и певческих умений в процессе подпевания взрослому;
- стимулирование умений импровизировать сочинять простейшие музыкальнохудожественные образы в играх и танцах

Средняя младшая группа (от 4 до 5 лет)
Музыкальное

восприятие

слушание-интерпритация:

– - воспитывать слушательскую культуру детей;
- развивать умение понимать интерпретировать выразительные средства музыки;
- развивать умение детей общаться и сообщать о себе, о своем настроении с помощью
8

музыки;
- развивать у дошкольников музыкальный слух, интонационный, мелодический,
гармонический, ладовый;
- способствовать освоению детьми элементарной музыкальной грамоты;
Музыкальное

- развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать приобретению ими

исполнительство-

певческих навыков;

импровизация - творчество

- способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных
инструментах;
-способствовать изучению элементов танца и ритмопластики для создания музыкально
- двигательных образов в играх и драматизациях;
-

стимулировать

желание

ребенка

самостоятельно

заниматься

музыкальной

деятельностью;
Старшая группа (с 5 до 6 лет)
Музыкальное
исполнительствоимпровизация - творчество

- Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной
жизни;
- Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не
подражая друг другу;
- Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова,
своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального
инструмента;
- Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

9

Подготовительная к школе группа ( от 6 до 7 лет)
Музыкальное

восприятие

слушание- интерпритация:

–

- обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и
направлениями музыки;
- накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных
композиторов;
- обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм
и средств музыкальной выразительности;
-

развивать

умение творческой

интерпретации

музыки

разными

средствами

художественной выразительности;
Музыкальное

- развивать певческие умения детей;

исполнительство-

- стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр,

импровизация - творчество

оркестровок;
- развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности;

10

Программа предполагает проведение музыкальных занятий во всех возрастных группах
Возраст ребенка

Группа

Общее количество Количество занятий
занятий

в неделю

Продолжительность
НОД

От 2-х до 3-х

1 младшая №2

72

2

10 минут

От 3-х до 4-х

2 младшая № 3

72

2

15 минут

От 4-х до 5-ти

Средняя № 1

72

2

20 минут

От 4-х до 5-ти

Средняя № 6

72

2

20 минут

От 5-ти до 6-ти

Старшая № 5

72

2

25 минут

От 6-ти до 7-ми

Подготовительная № 4

72

2

30 минут

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее существенные
особенности музыкального развития :слуховое ощущение; музыкальный слух; качество и

уровень эмоциональной

отзывчивости на музыку различного характера; простейшие навыки, действия в певческом и музыкально- ритмическом
исполнительстве. Отметим общие тенденции возрастного развития детей от 2-х до 7 лет.

11

Характеристика возрастных особенностей детей от 2-х до 3 лет в музыкальной деятельности
Дети второго года жизни радуются пению, движениям и игровым действиям под музыку. Взрослым следует
стремиться вызвать эмоциональный отклик на музыку помощью самых разнообразных приѐмов (жестом, мимикой,
подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения.
Постепенно совершенствуется ходьба. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги,
медленно кружатся на месте. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения
(мишке, зайчику, птичке и т.д.).
В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом. Эти
действия ребенок производит по подражанию после показа взрослого.
Содержанием музыкального воспитания детей третьего года

жизни

является приобщение их к разным видам

музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение
некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся
эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом.
Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем
дифференцирует части произведения.
Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не
сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое,
поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают
непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и
интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного
материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством
12

доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и
полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где
дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных
инструментов.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов
музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все
занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного
процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагогамузыканта и нормативным способом.
Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет в музыкальной деятельности
Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение
музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой,
музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкальнослушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от
начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства
(темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении,
начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную.
В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое
чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие

13

музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру
(при сравнении знакомых музыкальных инструментов).
Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства
начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на
элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с
интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно,
передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки,
появляются любимые песни.
Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и
координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более
выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений
дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных
жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в
сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и
творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках.
Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас
представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.
Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной
музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).
Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет в музыкальной деятельности
14

В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту
ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.
Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках
самостоятельного исполнительства. Начинает развиваться образное мышление. Дети могут самостоятельно придумать
небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо
действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности
детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники
занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.
Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный
мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но
она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается
чрезвычайно важной его похвала.
Основные достижения возраста, связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных
взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием;
совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной
позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием
потребности в уважении со стороны взрослого.

15

Характеристика возрастных особенностей детей 5 – 6 лет в музыкальной деятельности
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность
психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного
музыкального воспитания.
Ребенок 5-6 лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах
художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому
возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их
исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны,
эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь.
Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности
дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного
музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё
требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные
особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет в музыкальной деятельности
Возраст 6-7 лет - это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкальнохудожественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос
становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти,
совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке,
16

значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи
музыкального развития детей.
В дошкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с
освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что
позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы по возрастам
Планируемые результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования,
Которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на
этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся
следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
 ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с
игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
 использует специфические, культурно – фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых
предметов ( ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками
самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
 владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
17

 стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых
ребенок воспроизводит действия взрослого;
 проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за действиями и подражает им;
 проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под ; эмоционально
откликается на различные произведения культуры и искусства;
 у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье,
перешагивание и пр.)
Целевые ориентиры на этапе завершения образования дошкольного образования:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность
в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и
др; способен себе выбирать род деятельности, участников по совместной деятельности;
 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям с самому
себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехом других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в
игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет
подчиняться, разным правилам и социальным нормам;

18

 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности:


у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;

 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми

и сверстниками, может соблюдать правила безопасного

поведения и личной гигиены;
 ребенок проявляет
любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире,
в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и тп.; ребенок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего
образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения
ими дошкольного образования.
Планируемые результаты освоения программы
 Восприятие музыкальных образов и представлений.
 Гармоничное музыкальное развитие (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)
 Приобщение детей к русской народно-традиционной, мировой музыкальной культуре
19

 Освоение разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским
возможностям.
 Развитие коммуникативных способностей, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в
повседневной жизни.
 Знакомство с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
 Обогащение детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
Планируемые результаты освоения программы к концу 3 года жизни дети должны уметь:
Музыкально- ритмические движения
 умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
Пальчиковые игры :
 четко повторять за педагогом все движения и подражать действиям;
Слушание:
 узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий);
Пение:
 вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы;
 двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки;
 называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен;
Пляски ,игры, хороводы:
 начальные навыки ориентации в пространстве;
 выполнять простейшие танцевальные движения;


танцевать с предметами;
20

Планируемые результаты освоения программы к концу 4 года жизни дети должны уметь:
Музыкально- ритмические движения :
 исполнить знакомые движения под музыку;
 правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов;
 правильно отхлопать простейший ритмический рисунок;
Слушание:
 слушать небольшие музыкальные произведения до конца, узнавать их;


определять жанр – песня, танец, марш,



отвечать на вопросы педагога;

 определять на слух темп музыки ( быстро - медленно), динамику ( громко – тихо),характер (весело –грустно);
Пение:
 петь слаженно, начиная и заканчивая пение с музыкой, внимательно прослушивать вступление и проигрыш,
узнавать знакомую песню;
Пляски ,игры, хороводы:
 уметь хорошо ориентироваться в пространстве;
 выполнять простейшие танцевальные движения;


танцевать с предметами;

 Выразительно передавать игровой образ, не стесняться выступать по одному;
 Уметь самостоятельно использовать знакомые движения в творческой пляске;
Планируемые результаты освоения программы к концу 5 года жизни дети должны уметь:
Музыкально - ритмические движения
21

 исполнять знакомые движения под незнакомую музыку, тем самым проявлять фаназию;
Развитие чувства ритма, музицирование:
 уметь пропеть простейший ритмический рисунок или сыграть его на любом музыкальном инструменте;
 уметь подобрать ритм к определенной картинке или картинку к ритму;
Слушание:


уметь самостоятельно определять жанр музыки ( танец, марш, песня);

 уметь различать двухчастную форму;
 уметь определять характер произведения;
Пение:
 узнавать песню по вступлению, а так же по любому отрывку, или по мелодии;
 уметь начинать и заканчивать пение с музыкой;
 придумывать мелодии на небольшие фразы;
 аккомпанировать себе на музыкальных инструментах.
Пляски, игры, хороводы:
 уметь самостоятельно выполнять танцевальные движения в творческих плясках;
 уметь выполнять солирующие роли;


уметь выразить в движении образы героев игр и хороводов.
Планируемые результаты освоения программы к концу 6 года жизни дети должны уметь:
Музыкально- ритмические движения:



уметь различать двухчастную, неконтрастную музыку;

 самостоятельно менять движениям по частям и музыкальным фразам;
22

 уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание
ног, кружится под руку в паре, выполнять ковырялочку, притопы;


уметь использовать знакомые движения в творческих плясках, оценивать качество выполняемых движений;
Развитие чувства ритма, музицирование:

 уметь выложить песню выложенную графически;
 уметь самостоятельно выложить и сыграть ритмический рисунок;
 уметь исполнять простейших импровизации на музыкальных инструментах;
Слушание музыки:
 усвоить понятия «жанровая музыка» и определять на слух песню, танец, марш;
 различать трехчастную контрастную и неконтрастную музыку;
 уметь охарактеризовать музыкальное произведение по динамике, тембровой окраске, ритму, темпу;
 уметь отображать свои впечатления в рисунке;
Пение:
 уметь узнавать знакомые песни по вступлению и мелодии;
 уметь соблюдать ритмический рисунок песни;
 уметь петь эмоционально, выразительно, передавая характер и динамику песни;
 уметь петь согласованно;
 уметь правильно брать дыхание;
23

 уметь слушать вступление и начинать пение после его окончания;
Планируемые результаты освоения программы к концу 7 года жизни дети должны уметь:
Музыкально-ритмические движения:
 уметь различать трехчастную неконтрастную форму;
 уметь самостоятельно менять движения по частям и музыкальным фразам;
 уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног,
кружится по руку, «ковырялочку», притопы и тд;
 уметь использовать знакомые движения в импровизации;
 уметь оценить качество выполняемых движений;
Развите чувства ритма, музицирование:
 уметь чувствовать ритм и уметь прохлопать его.
 уметь проиграть любое музыкальное произведение с заданным ритмическим рисунком;
 уметь считывать ритмический рисунок с паузами;
 уметь играть в ансамбле на 2- 3 партии, выдерживая свой ритмический рисунок;
Слушание музыки:
 уметь различать народную и авторскую музыку;
 иметь представление, что такое балет, опера, кто такой композитор;
 уметь хорошо различать двух и трехчастную форму;
 уметь эмоционально воспринимать музыку и откликаться на нее;
 уметь охарактеризовать музыкальный фрагмент;
24

 уметь проявлять фантазию;
 уметь различать звучание русских народных инструментов и симфонического оркестра;
Пение:
 уметь петь выразительно передавая характер музыки и эмоционально;
 уметь петь в хоре, соло и акапельно;
 уметь активно проявлять себя в песнях;
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Учебный план на 2022-2023г.
Возраст ребенка

группа

Общее

Количество

Продолжительность

количество

занятий в неделю

НОД

занятий
от 2-х до 3х

1 младшая

72

2

10 минут

от 3-х до 4-х

2 младшая

72

2

15 минут

от 4-х до 5-ти

средняя

72

2

20 минут

от 5-ти до 6-ми

старшая

72

2

25 минут

от 6-ти до 7-ми

Подготовительная

72

2

30 минут

2.1.1. Задачи музыкального развития воспитанников третьего года жизни
1. Приобщение к музыкальному искусству. Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую
музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать
25

спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально
реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика,
фортепиано, металлофона.
2. Двигается в соответствии с характером музыки. Реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.
Выполнять движения в соответствии характера музыки.
3.Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать
формировать

способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать,

притопывать ногой, приседать, совершать повороты и т и т д.) Формировать умение начинать движение с началом
музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).
Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением
характера музыки или содержания песни.
4.. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне
(совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
5.Начинает движение с первыми звуками музыки. Умеет выполнять движения: притопывать ногой,
хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Знать музыкальные инструменты : ложки, бубен, колокольчик, погремушку. К концу года ребёнок узнает знакомые
мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий). Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
Перспективное планирование работы по музыкальному развитию с детьми 2-3 лет (1 младшая группа)
Продолжительность занятия в младшей группе -10 минут, количество НОД в неделю-2

26

27

Музыкально -ритмические движения :
Ходить

и

бегать

в

соответствии

с «Птички летают» А. Серова

+

характером музыки, отмечать окончание «Ходим - бегаем» муз. Е. Тиличеевой. +

+

звучания музыки прекращением движения.

+

Осваивать

плясовые

«Гопачок» (укр.нар.мелодия). Развитие +

движения чувства ритма, музицирование:

+

(постукивание каблуками, притопывание «Да,да,да!» Е. Теличеевой «Зайцы и +
ногами. Выполнять плясовые движения, медведь» Т. Потапенк
отмечая смену частей пьесы.

+

1. Мой детский сад.2. Осень.3. Овощи фрукты.4. Игрушки

Сентябрь

веселую

+

+

+
+

+

+

+

+

плясовую

+

+

+

Пальчиковая гимнастика:
«Гули- гуленьки» рус. нар

Слушать

+

+

+

+

+

+

+

музыку, Слушание музыки:

вызывать у детей радостное настроение

«Ах вы, сени» (р.н. мелодия).

+

+

+

+

Узнает знакомые мелодии и различает «Зайцы и медведь» Т. Потапенко Упр. +

+

+

+

+

+

+

высоту звуков (высокий - низкий).

«Курочка и цыплята»

. Слушать мелодию спокойного характера.

«Танечка, баю - бай» (р.н.песня) обр. В. +

Называет

музыкальные

+

инструменты: Агафонникова

+

+

погремушки, бубен Знакомиться с новой Распевание, пение:
песней, подпевать звукоподражания.

«Кошка» муз. Ан.Александрова.

+

Вместе с воспитателем подпевает в песне «Да,да,да!» Е. Теличеевой
музыкальные
соответствии

фразы.
с

Двигается

характером

в

«Научились

мы

музыки, Макшанцевой

+
ходить»

«Разминка»

начинает движение с первыми звуками Макшанцевой «Угадай, на чем играю»
музыки.

«Подпевать

Передавать

веселый

Е.

характер

Свободная пляска. (р.н. мелодия).
музыки Игры: «Мышки»

плясовыми движениями
28

+

+

+

+

Е.
+

повторяющиеся Пляски , хороводы:

интонации припева песни

+

+
+

+

+

+

+

+

+
+

+
+

+

+

Ритмично ходить бегать.

Музыкально -ритмические движения :

Выполнять движения по тексту песни

Ходим - бегаем» муз. Е. Тиличеевой.

Формировать навык ритмичной ходьбы, «Ой, что за народ» (укр.нар. песня «Ой, лопнув
развивать слуховое внимание.

1. Домашние животные.2. Транспорт. Осень.

Октябрь

Двигаться

в

соответствии

+

+

+

+

+

+

обруч»).
с

разным «Птички

спят»,

«Птички

летают»

муз.

характером музыки

Ломовой.

Развивать звуковысотный слух, различать

Развитие чувства ритма, музицирование:

высокие и низкие звуки.

«Вот как мы умеем» муз. Е. Тиличеевой. «

Т.

+

выполнять Пальчиковая гимнастика:

+

+

движения, соответствующие тексту песни, «Паучок» Железнова И,Т.

+

+

новую

песню,

+

+

+

+

+

+
+

+

Слушать

+

+

+

+

+

+

+

+
+

вызывать интерес детей к содержанию «Гули – гуленьки» рус. нар
песни. Слушать песню, выполнять действия Слушание музыки:

+

+

+

по

+

+

+

+

+

+

+

+

просьбе

воспитателя.

Слушать

и «Птичка и птенчики» муз. Е. Тиличеевой.

различать звучание дудки и барабана. «Ладушки - ладошки» Муз. М. Иорданского.
Сдушать знакомую пьесу, эмоционально «Ладошечка» (р.н. мелодия «Я на горку шла»).

+

+

+

+

+

+

+

откликаться на подвижный характер пьесы, «Тихо - громко» муз. Е. Тиличеевой. Различать
отмечать движениями изменение музыки. тихое и громкое звучание музык
Подпевать звукоподражания и отдельные «На чем играю?» муз. Е. Тиличеевой. Распевание,
интонации
Слушать

пение:
новую

песню,

подпевать «Кошка» муз. Ан.Александрова..

+

+

+

+

+

+

+

+

песню. Развивать координацию движений, «Птичка» муз. Т. Попатенко.

+

+

+

+

чувство ритма

+

+

+

+

+

+

повторяющиеся слов Слушать и подпевать

«Птичка» муз. Т. Попатенко.
«Собачка» муз. М. Раухвергера. Подпевать

+

звукоподражания.
Пляски , хороводы:
Игры: Прятки» муз. Т. Ломовой.

29

Различать ритм шага и бега, выполнять Музыкально -ритмические движения :

+

+

+

действия Различать смену характера музыки, « «Кукла шагает и бегает» муз. Е. Тиличеевой

+

+

+

выполнять

+

+

+

+

+

+

+

+

+

упражнение

под

словесные «Хлопки в ладоши» муз. Ю. Слонова.

указания взрослого. Различать две части «Полет птиц», «Птицы клюют зернышки»муз. Г.
пьесы, выполнять движения по тексту.

Фрида. «Ходим - бегаем». муз. Е. Тиличеевой.

Слушать новую песню. Повторить знакомую «Маленькая полечка» муз. Е. Тиличеевой.

+

пляску. Развивать чувство ритма, формировать «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова.
основные двигательные навыки – ходьбу

«Марш» муз. Е.Тиличеевой.

+

+

Осваивать ритмичную ходьбу.

«Устали наши ножки» муз. Т.Ломовой. от как +

+

Формировать

навык

ритмичной

ходьбы, мы умеем» муз. Е. Тиличеевой..

развивать слуховое внимание.
дудочки и барабана.
Различать

две

части

+
+

+

+
+

+

+

+

+

+
+

+

+

Развитие чувства ритма, музицирование:

.. Слушать и различать звучание колокольчика, с куклой «На чем играю?» муз. Е. Тиличеевой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Пальчиковая гимнастика:
пьесы,

выполняя «Киска – мурыська» рус.нар.

1. В мире вещей. 2.Я хороший. Осень.

Ноябрь

движения по тексту, танцевать по показу Слушание музыки
педагога Слушать песню, выполнять движения «Осенняя песенка». муз. Ан. Александрова.
по показу воспитателя.

«Паровоз» муз. А.Филиппенко.

Слушать песню, понимать ее содержание, . Распевание, пение:
эмоционально

откликаться,

звукоподражания. Слушать и подпевать песню
Попевать

знакомую

песню.

+

выполнять «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой.
«Птичка» муз. Т. Попатенко

Подпевать Хлопки в ладоши» муз. Ю. Слонова.

+

+

+

+

+

+
+

звукоподражания Знакомиться с новой песней,

«Собачка» муз. М.Раухвергера.

+

+

+

+

подпевать повторяющиеся слова.

«Ёлка» муз. Т. Попатенко. «Птичка» муз.

+

+

+

+

Передавать игровую ситуацию. Повторить Пляски , хороводы:«Прятки» муз. Р.Рустамова..

+

музыкально – дидактическую игру, различать «Игры:
контрастное по динамике звучание музыки.

+
+

«Тихо - громко» муз. Е. Тиличеевой

30

+

+

+

+

Разучивание движений.

Музыкально -ритмические движения :

Заканчивать движение вместе с окончанием Санки» муз. Т. Сауко.
музыки (1 часть, слушать спокойную мелодию «Устали наши ножки» муз. Т. Ломовой.
(2 часть).
).

Различать

по

тембру

инструмента

три

(колокольчик, Пальчиковая гимнастика:

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

«Елочка»

. Разучивать песню Слушать песню, понимать Слушание музыки

1. Зима. Русское народное творчество. 3. Новый год

+

детских «На чем играю?» муз. Е. Тиличеевой

дудка, барабан

има.Радос

+

Развитие чувства ритма, музицирование:

музыкальных

Декабрь

+

+

+

+

+

+

+

ее содержание, подчеркнуть движениями и «Зайка» ( рус. нар. песня.

+

+

+

+

+

звукоподражанием характер музыки. Отметить Лошадка» муз. М. Раухвергера

+

+

+

+

+

в движении изменение динамики Подпевать

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

«Тихо - громко» муз. Е. Тиличеевой...

повторяющиеся слоги, сопровождать пение Распевание, пение:
движении.

Подпевать

подстраиваясь

к

знакомую

голосу

песню, «Да – да- да» муз. Е. Тиличеевой.

взрослого.

Петь ««Ёлка» муз. Т. Попатенко.

повторяющиеся слоги, сопровождать пение

«Кошка» муз. Ан. Александрова.

движениями.

. «Ёлка» муз. Т.Попатенко.

Разучивать песню, подпевать повторяющиеся «Едет воз»

+
+
+
+

+
+

веселую плясовую мелодию
участвовать

детей
в

активность,

игре,

создать

+

+

+

+

+

Предложить детям поплясать с листиками под Пляски , хороводы:
у

+

+

интонации, окончания фраз

Развивать

+

+

«Пляска с листочками» муз. А Филиппенко.
желание . «Пляска с фонариками» муз. В. Петровой.
радостную

«Игры:

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

атмосферу. Передавать игровой образ в связи с «Догони зайчика» муз. Е Тиличеевой.
музыкой и текстом песни.

.

31
Слушать песню, понимать о ком поется,
выполнять движения по просьбе взрослого.

Передавать

характер

ходьбы,

учиться Музыкально -ритмические движения :

подпрыгивать. Выполнять образные движения.
Осваивать

ритмическую

ходьбу

«Мы идем» муз. Р. Рустамова.
и

подпрыгивания.

«Зайчики и лисичка» муз. Г. Финаровского.
«Мы идем» муз. Р. Рустамова.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Воспринимать тембр звучания треугольника. . «Хлопни в ладоши» муз. Ю. Слонова.

+

+

+

Повторно слушать песню. Понимать, р чем в ней «Лошадка» муз. М. Раухвергера.

+

+

поется,

+

пьесы.

Ритмично

шагать

и

бегать, «Ходим-бегаем» муз.Е. Тиличеевой.

останавливаясь точно с окончанием музыки.

1.Игры. Зимние забавы. Снег. Мальчики и девочки.

+

+

Воспринимать две контрастные по характеру «Догони нас, мишка» муз. Е. Тиличеевой..

Январь

+

выполнять

Воспринимать

игровые

звучание

действия

треугольника

Развитие чувства ритма, музицирование:

. «Спокойная пляска» (р.н.мелодия «Во поле береза стояла.
и

барабана. »). Развивать динамический слух,
чувство ритма

+

«Елочка- иголочка», «Котик»

Повторно слушать песню, понимать, о чем с ней «Машенька-Маша» муз. Е. Тиличеевой.
«Хлопни в ладоши» муз. Ю. Слонова.

+

+

+
+

ее содержание.

Распевание, пение:

+

Подпевать концы фраз и повторяющиеся слоги.

«Ёлка» муз. Т. Попатенко.

+

концы фраз. Активно подпевать повторяющиеся «Птичка» муз. Т. Попатенко,

+

песню,

подпевать

концы

«Кошка» муз. Ан. Александрова.
Пляски , хороводы:

песню.Познакомиться

с

+

+
+
+

+

+

+

+

+
+

+

+

+

+

+
+

+
+

+

+

+
+

+

+

+
+

+

фраз, Игры:

+

подстраиваясь к голосу взрослого. Узнавать «Прятки» муз. Р.Рустамова.
знакомую

+

+

+

+

интонации. Узнавать знакомую песню. Слушать «Маленький хоровод» муз. М. Раухвергера.
новую

+

+

Активно подпевать повторяющиеся интонации и

песни, петь короткие фразы, повторяющиеся

+

+

+

Слушать песню подвижного характера, понимать «Машина» муз. В. Волкова.

интонации и концы фраз. Подпевать знакомые

+

Пальчиковая гимнастика:
Слушание музыки:

поется, выполнять игровые действия по

+

+

новой

пляской, менять движения в связи со сменой
частей пьесы. Повторить знакомую игру
32

+

+

+

+

+

Закреплять умения ходить и подпрыгивать под Музыкально -ритмические движения :
музыку..

Продолжать

разучивать

пляску, «Мы идем» муз. Р. Рустамова.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Активно подпевать. Петь знакомую песню, «Спи, мой мишка» муз.Е. Тиличеевой.

+

+

подпевать

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

песню, подпевать целые фразы, подстраиваясь «Птичка» муз. Т. Попатенко,

+

+

+

к

+

изменять движения на двух частную музыку,

«Маленький хоровод» муз. М. Раухвергера

учиться ходить по кругу, держась за рук.

«Кукла шагает и бегает» муз. Е. Тиличеевой.

Выполнять ходьбу и бег, меняя движения с

«Развитие чувства ритма, музицирование:

изменением музыки

«Погремушки» муз. М. Раухвергера.

Различать
действия

две
в

части

связи

пьесы,

со

выполнять «Пляска с куклами» муз. Н. Граник.

сменой

музыки.. Пальчиковая гимнастика:

Выполнять дейстия с куклами под пение Машенька - Маша» муз. Е. Тиличеевой.

1.Наши папы .Защитники отечества. Неделя безопасности.

Февраль

музыкального руководителя
окончания

«Кошка» муз. Ан. Александрова.

музыкальных

фраз. Слушание музыки:

Разучивать песню

Лошадка» муз. М. Раухвергера,

. Узнавать знакомые песни.

«Машина» муз. В. Волкова

Слушать

знакомую

песню,

выполнять «Ладушки-ладошки» муз. М. Иорданского.

движения по тексту. Отмечать изменения «Тихо - громко» муз. Е. Тиличеевой. и.
динамики

соответствующими

действиям.

Слушать спокойную и веселую мелодии
Подпевать
голосу.

звукоподражания.
Повторить

«Танечка, баю - бай»,
«Ах вы, сени» (р.н.мелодия)

Разучивать Распевание, пение:

знакомые

песни, «Дада-да» муз. Е. Тиличеевой.

подпевать их, стараясь петь все музыкальные Пляски , хороводы:

+

музыки

бегать).Познакомиться с игрой

(ходить

+

+

+
+

+

фразы. Отмечать спокойный и подвижный «Пляска с куклами» муз. Н. Граник.
характер

+

+

+

+

+

и «Ходим-бегаем» муз.Е. Тиличеевой.
Игры: «Разбудим Таню» му. Е.Тиличеевой.

Разучивать движения танца.
33

+

+

+

+

+

. Менять движения в связи со сменой музыки,

Музыкально -ритмические движения :

отмечать ее окончание.

«Погремушки» муз. М. Раухвергера
«Паровоз» муз. А. Филиппенко.

Ритмично ходить и выполнять образные движения.

.«Чок да чок» муз. Е. Макшанцевой.

Формировать элементарные

«Киска» муз. Д. Кострабы.

Слушать образную песню, понимать ее содержание.

Развитие чувства ритма, музицирование:

Воспринимать

Ежик» муз..

Слушать

тембр

новую

звучания

песню,

треугольника.

выполнять

образные

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Пальчиковая гимнастика:

движения.

«Да-да-да» муз. Е.Тиличеевой.

Слушать новую песню, понимать, о чем в ней поется.

«Слушание музыки:

Повторить

+

+

+

«Птички» муз. Т. Ломовой..

+

+

соответствующими движениями. Слушать и узнавать

«Птица и птенчики» муз. Е. Тиличеевой.

+

+

+

пьесу. Слушать пьесу до конца, узнавать ее. Слушать

«Самолет летит» муз. Е. Тиличеевой.

+

+

+

песню, выполнять движения по тексту песни.

«Собачка» муз. М. Раухвергера,

+

+

+

+

+

+

знакомую

Разучивать

песню,

песню.

Сопровождая

подпевать

окончания

музыкальных фраз, повторяющиеся интонации.

«Спи, мой мишка» муз. Е. Тиличеево
«Хлопки в ладоши» муз. Ю. Слонова.
«Самолет летит» муз. Е. Тиличеевой.

Познакомить

Март

+

с

новой

песней,

подпевать

повторяющиеся.

. «Спи, мой мишка» муз. Е. Тиличеевой.
Пляски , хороводы:

Подпевать знакомую песню. Побуждать активно

Маленькая полечка» муз. Е. Тиличеевой.

участвовать

«Заинька, поскачи» (р.н.песня).

хороводе.

Выполнять

знакомые

+

+

+

+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Распевание, пение:
«Кошка» муз. Ан. Александрова.. «Марш» муз. Е. Тиличеевой,

в

+

плясовые движения

. Игры:

Ходить по кругу, ориентироваться в пространстве.

«Игра с ежиком» муз. С. Кострабы

34

+

+

+

+

35

Осваивать четкую ходьбу под музыку

Музыкально -ритмические движения :
«Марш» муз. Е.Тиличеевой.

+

+

«Вот как мы умеем» муз. Е.Тиличеевой.

+

+

Узнавать песню, воспринимать образ кошки, выполнять «Киска» муз. Д. Кострабы.

+

+

+

+

+

образные движения

+

+

+

+

+

Бодро, ритмично ходить под музыку, подпевая.

+

+

+

+

.. Развитие чувства ритма, музицирование:
. Вот какие мы большие» муз. Е. Тиличеевой..
Пальчиковая гимнастика:
Слушать знакомую инструментальную пьесу, отмечать Слушание музыки:

+

+

+

изменение в звучании и ее окончании

«Самолет летит» муз. Е. Тиличеевой.

+

+

+

. «Тихо-громко» муз. Е.Тиличеевой.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Слушать новую песню, выполнять образные движения

1. День птиц2. Космос.3. Наш дом земля

Слушать

Апрель

+

песню,

понимать

о

чем

в

ней

+
+

Распевание, пение:

поется. «Чок да чок» муз. Е. Макшанцевой. Выполнять движения

Воспринимать тембр звучании

под пение взрослого

Самостоятельно отмечать изменения динамики музыки.

«Солнышко» муз. Е. Макшанцевой.

+

Подевать окончания фраз.

«У меня есть зайка» муз.

+

«Машенька - Маша» муз. Е. Тиличеевой.

+

Подпевать песню.

.«Ежик» муз.

+

Учить менять темп движения в соответствии с музыкой.

«Ай-да!» муз. В. Верховинца. «Кошка и котята» муз. В.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Подпевать всю песню. Слушать новую песню, подпевать «Вот какие мы большие» муз. Е. Тиличеевой.

+

+

+

ее. Активно подпевать повторяющиеся

+

+

+

+

Выполнять движения под пение взрослого. Активно Витлина.
учасвовать в игр

«Да-да-да» муз. Е. Тиличеевой.
«У меня есть зайка» муз. Подпевать знакомую песню.

+

+

Активно участвовать в игре. Разучивать 1й, 3й, 5й Пляски , хороводы:
куплеты песни.

Игры:
+

Познакомиться с игрой, выполнять игровые действия.

. «Игра с ежиком» муз. Участвовать в игре, подпевает
36
«Скачет
зайка маленький» муз. В. Агафонникова
«Кошка и котята» муз. В. Витлина.

+

+

+

+
+

+

Развивать

умение

координировать Музыкально -ритмические движения :

движения в соответствии с музыкой и «Поезд» муз. М. Метлова..

+

+

+

+

+

текстом.

+

+

+

+

+

«Скачет зайка маленький» муз. В. Агафонникова. Активно +

+

+

+

+

+

+

+

Развивать

закреплять

чувство

основные

ритма, «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова..

двигательные

навыкиходьбу и бег

участвовать в игре

победы. Опыты и эксперименты.
1. День великой

Май

Выявлять умение реагировать на начало Развитие чувства ритма, музицирование:
музыки и ее окончание, различать двух Ходим-бегаем» муз. Е. Тиличеевой,

+

+

+

частную форму произведения, проявлять «Устали наши ножки» муз. Т. Ломовой,

+

+

+

+

+

ритмичность

+

+

+

+

+

+

+

в

ходьбе,

беге. «Чок да чок» муз. Е. Макшанцевой,

Самостоятельно активно участвовать в «Скачет зайка маленький» муз. В.Агафонникова,

+

плясках, включаться в муз. подвижные

«Погремушки» муз. М. Раухвергера.

+

игры.

Пальчиковая гимнастика:
Слушание музыки:

+
+

+

Выявление эмоциональных проявлений, «Ладушки-ладошки» муз. М. Раухвергера.

+

+

умения

+

+

различать

звуки

по

высоте,

«Прилетела птичка» муз. Е. Тиличеевой.

различения регистров, умение узнавать «Самолет летит» муз. Е. Тиличеевой,

+

«Лошадка» муз. М. Раухвергера,

течение года.

«Марш» муз. В. Волкова,

+

+

Подпевать песню, выполнять плавные

«На чем играю?» муз. Е. Тиличеевой,

+

+

движения руками

«Птица и птенчики» муз. Е. Тиличеевой.

+

+

Активно участвовать в пении.

Распевание, пение:

умение

детей

подпевать,

заканчивать

активно «Солнышко» муз. Е. Макшанцевой.
пение

с

«Вот какие мы большие» муз. Е. Тиличеевой,

+

+

+

+

+
+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+

+
+
+

окончанием музыки, понимать, о чем «У меня есть зайка» муз.
поется в песне

+

+

знакомые произведения, прослушанные в

Определять

+
+

Слушать песню, выполнять движения в «Сухарики»
соответствии с текстом.

+

+

+
+

+

+
+

+

+

+

+

«Кошка» муз. Ан. Александрова,

+

+

+

+

+

«Да-да-да» муз. Е. Тиличеевой,

+

+

+

+

+

«Собачка» муз. М. Раухвергера,

+

+

+

«Машенька-Маша»
37 муз. Е. Тиличеевой.

+

+

Пляски , хороводы:
Игры:«Зайчики и лисичка» муз. Б. Финаровского

+
+

+

+

+

2.1.2. Задачи музыкального развития воспитанников четвертого года жизни
1.Развивать музыкальное мышление ( осознание эмоционального содержания музыки). Накапливать опыт восприятия
произведений мировой музыкальной культуры. Побуждать воспитанников выражать свои музыкальные впечатления в
исполнительской и творческой деятельности. Узнавать знакомые музыкальные произведения и песни.
2.Уметь менять движения соответственно двухчастной форме и динамике. Выполнять образные движения.
Реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Выполнять движения в соответствии характера музыки.
3.Выполнять танцевальные движения : прямой галоп, движения в паре, притопывание, пружинка. Выполнять движения с
предметами.(платочки , флажки, ленточки).
4.Петь в унисон. Петь плавно с хорошей артикуляцией. Замечать изменения в звучании мелодии. Различать звуки по
высоте, тембр 2-3 –музыкальных инструментов .
5.Знать музыкальные инструменты : барабан, металлофон, ложки, бубен, треугольник, бубенцы, колокольчик.

38

Перспективное планирование работы по музыкальному развитию с детьми 3-4 лет (2 младшая группа)

39

Физическая

деятельности

эстетическая

по всем видам

Художественно-

Содержание(репертуар)

речевая

занятия

Познавательная

ООП ДОО

Интеграция
образовательных
областей

я

Цели и задачи

коммуникативна

Тема месяца

Социально-

Месяц

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

2.1.3.Задачи музыкального развития воспитанников пятого года жизни

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

2.1.4.Задачи музыкального развития воспитанников шестого года жизни

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

2.1.5.

73

Задачи музыкального развития воспитанников седьмого года жизни
1. Формировать у воспитанников музыкальную культуру; воспитывать интерес и любовь к музыке, обогащать
музыкальные впечатления.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, мышление, воображение дошкольников, активизировать проявления
творчества. Знакомить детей с жанрами музыки. Развивать умение сравнивать произведения разных жанров,
одного жанра,

пьесы с одинаковыми или близкими названиями. Развивать способности слышать

и выражать смену настроений,
Наиболее яркие, выразительные средства музыки, в движениях ( в движениях рук, танцевальных, образных).
3. Формировать навыки выразительных движений, творческие умения. Отражать в движениях умеренный, быстрый и
медленный темп. Обучать лексике танцевальных движений: пружинка, поскоки, выставление ноги на носок, на
пятку, кружение по одному и в парах, перестроение из круга врассыпную и обратно, прямой галоп,
Учить овладевать движениями с предметами.
4. Знакомить с выразительными возможностями музыкальных инструментов ( орган, инструменты симфонического
оркестра, народного оркестра). Находить тембры музыкальных инструментов близкие по характеру звучащему
произведению; ритмично и выразительно играть на музыкальных инструментах. Развивать звуковысотный,
ритмический, тембровый, динамический слух.
5. Развивать певческий голос, звукообразование, чистую интонацию. Формировать навыки самостоятельно пения,
Пения без сопровождения, умение слышать друг друга, развивать песенное творчество. Инсценировать песни,
сказки, создавать выразительные сценки, используя детский фольклор, игры-драматизации, психологические
этюды.
74

2.2. Особенности взаимодействия с родителями. План взаимодействия с родителями на год.
Основные направления взаимодействия с родителями
 Изучение семьи и условий семейно воспитания.
 Пропаганда музыкального развития детей среди родителей.
 Активизация и коррекция музыкального развития в семье.
 Дифференцированная и индивидуальная работа с семьей.
 Обобщение распространение положительного опыта семейного воспитания.
Формы взаимодействия
 Тестирование и анкетирование родителей и их детей.
 Педагогические консультации, доклады, лекции по вопросам музыкального развития ребенка в семье, которые
реализуются на родительских собраниях.
 Практические занятия в детском саду по ознакомлению с методами и приемами музыкального развития детей.
 Круглые родительские столы.
 Совместные праздники, утренники детей и взрослых.
 Создание творческих групп родителей по организации для детей утренников, праздников, игр, развлечений.
 « Родительский день» индивидуальные консультации для родителей.
 Введение традиций.
 Создание домашней фонотеки.

75

Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет
важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Главной должна стать атмосфера добра, доверия и
взаимопонимания между педагогами и родителями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе, по созданию благоприятных условий для развития
музыкальных способности детей дошкольного возраста.
Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детскими садом и семьей, и
предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.
Очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское
мнение наиболее
авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые
навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе формирования музыкальных способностей
детей можно
использовать такие формы работы:
 выступления на родительских собраниях;
 индивидуальное консультирование;
 занятия – практикумы (занятия предусматривают участие воспитателей, логопедов, психологов, совместную работу
с детьми),
 проведение праздников и развлечений.
В процессе работы с родителями можно использовать вспомогательные средства. Совместно с воспитателями
организовывать специальные

“музыкальные уголки”, информационные стенды, тематические выставки книг. В
76

«родительском уголке» размещать полезную информацию,

которую пришедшие за малышами родители имеют

возможность изучить, пока их дети одеваются. В качестве информационного материала размещать статьи
специалистов, взятые из разных журналов, книг, конкретные советы, актуальные для родителей, пальчиковые игры ,
слова песен, хороводов. Приглашать взрослых на индивидуальные занятия с их ребенком, где они имеют возможность
увидеть, чем и как мы занимаемся, что можно закрепить дома. В течение года в детском саду проводить «День
открытых дверей» для родителей. Посещение режимных моментов в том числе и музыкальной.
Задача музыкального руководителя – раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка
на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития
гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Для успешной реализации Программы в учреждении обеспечены соответствующие психолого-педагогические
условия, которые подробно прописаны в образовательной программе МАДОУ № 247.
3.1.Особенности организации образовательного процесса
Реализация Программы осуществляется:
- в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми ( занятия)
- в ходе режимных моментов,
- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности,
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
3.1.1. Организованная непосредственно - образовательная деятельность с детьми

77

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, праздниках и
мероприятиях, в самостоятельной игровой деятельности.
Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее
эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.
Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В группах еженедельно проводятся два музыкальных
занятия. Музыкальные занятия проводятся в утренний отрезок времени.
3.2. Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды. Электронные
средства обучения.
- ноутбук;
- музыкальный центр;
- DVD диски;
- СD диски;
- флэш-накопители с записями музыкальных произведений;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор
-электронное фортепиано
- синтезатор.
Наглядные пособия и оборудование:
- набор иллюстраций по слушанию музыки
- портреты композиторов
78

- иллюстрации и репродукции
- дидактический материал
- детские музыкальные инструменты
- игровые атрибуты
- дидактические игры.
3.3. Обеспеченность методическими материалами
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.
№ 1155 г. Москва « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»
2. Программа «Ладушки». ( Праздник каждый день) И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева Изд. Композитор, 2007.
3.Музыкальное развитее дошкольников на основе примерной образовательной программы « Детство»(Содержание,
планирование, конспекты, сценарии, методические советы). Составитель И.Е. Яцевич. Детство- пресс 2015
4. Музыка и движение. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н.. М: Просвещение, 1981.
5. «Топ – хлоп, малыши» Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.Буренина А.М.,
Сауко Т. Н,
6. Музыкальное воспитание в детском саду. Зацепина М.Б. М.: Мозаика - Синтез, 2005.
7. Логоритмика для малышей. Картушина М.Ю. М.: ТЦ «Сфера», 2004.
8. «Танцевальная ритмика» Дополнительная учебная литература Т.И. Суворова Изд. «Волгоград» 2008.
9. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» О.С. Боромыкова «Детство - Пресс» Санкт – Петербург
1999г.
79

10. «Коррекционная ритмика М.А. Косицинв, И. Г. Бородина Изд. «ГНОМ» 2005.
11. «Новые песни и игры для детей» О.И. Лыков Пермь: 2013.
12. «Забавы для малышей» М.Ю Картушина Творческий центр Москва 2010.
13.. Музыкальное воспитание в детском саду. Ветлугина Н.А – М., 1981.
14. «Новые песни и игры для детей» О.И. Лыков Пермь: 2015. 15.
15. . . Музыкальные занятия. Средняя и старшая, подготовительная к школе группа. Арсенина Е.Н Волгоград.: Учитель,
2012.
16. Музыкальные занятия. Разработка и тематическое планирование. 2 младшая группа. Лунева Т.А Волгоград.: Учитель,
2011
17. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 4-5 лет./ Сост. И.С. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина.
М., 1981.
18. Устав МАДОУ № 247 -2021г.

80


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».