Дополнительная общеразвивающая программа Музыкальный театр

Российская Федерация
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 247
ул. Патриса Лумумбы, 35 г. Екатеринбург, Свердловская обл., 620085 тел. 297-05-28 MADOU247@yandex.ru

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ №247
____________ Л. А. Крылова
Приказ №
от ___________

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 247
(для детей 4-7 дошкольного возраста)

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче, тем
успешнее идет развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов

Введение
Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует, что
театральные постановки для детей и с их участием, играют важную роль в
их развитии. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт
социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное
произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют
нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Работа по театральной деятельности в детском саду характеризуется
отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии,
отвечающим современным требованиям. Театральное искусство имеет
незаменимые возможности развития творческого воображения детей.
Ребѐнок, оказавшийся в позиции актѐра-исполнителя, может пройти все
этапы художественно-творческого осмысления мира. Происходит
творческое развитие личности малыша за счет изучения управления
мимикой, искусства имитации, ораторского мастерства. Творческое
воображение детей представляет огромный потенциал для реализации
резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Воображение и
фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо
программу без воображения невозможно. Оно является высшей и
необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта
способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается
воображение особенно интенсивно в дошкольном возрасте. И если в этот
период воображение специально не развивать, то в последующем наступает
быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением
способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются
возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к
творческой деятельности.
Большие возможности для развития
творческого воображения представляет театрализованная деятельность
детей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и

злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и
отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с
полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную
деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Пояснительная записка
Театр - это самый доступный вид искусства для детей,
раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий
реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие
проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это
помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Воспитать привычку к выразительной публичной речи путем привлечения
его к выступлениям перед аудиторией.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15
мая 2013 г. №
26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13») (с изменениями и
дополнениями)
Основной образовательной программой дошкольного
образования МБДОУ детского сада № 20.
Программа разработана на основе авторской технологии развития
ребѐнка – дошкольника в театрализованной деятельности «Подготовка и
проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И Петровой, Е.Л.
Сергеевой, Е.С. Петровой (Допущено Министерством образования РФ).
В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной
деятельности педагога с детьми.

Программа осуществляет театрализованное развитие детей 4-7 лет,
посещающих дошкольное образовательное учреждение. Количество детей в
группе не более 10 человек.
Занятия проводит музыкальный руководитель во второй половине
дня 2 раз в неделю, по специально составленному расписанию в
соответствии СанПиН 2.4.1.266013.
Продолжительность занятий: средняя группа - 20 минут, старшая группа –
25 мин., подготовительная – 30 мин.
Учебный план состоит из 32 занятий, 4 из которых отводятся на
мониторинг, который проводится в сентябре и мае по 2 занятия.

Актуальность
С самого раннего детства ребѐнок стремится к развитию, свободе,
творчеству.
Одним
из
путей
эмоционального
раскрепощения,
максимальной реализации способностей, творческого роста является
театрализованная деятельность. Данный опыт ориентирован на
всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и
индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия
способствуют развитию речи детей дошкольного возраста, а также
развитию психических процессов, пластики, овладению навыков общения,
коллективного творчества, уверенности в себе. Позволяет формировать
опыт нравственного поведения, повышает жизненный тонус детей.
Цель программы: создание условий по развитию творческих,
духовнонравственных качеств детей посредством приобщение к миру
театра.
Основные задачи программы:
-Обогащать театральный опыт ребѐнка: знания детей о театре, его истории,
театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
•
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания
и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
-Совершенствовать
приемы
кукловождения, закреплять знания
о правилах манипуляции театральными куклами разных видов.

•

Привлекать детей к режиссерской деятельности (подготовке афиш,

декораций и атрибутов, подбору музыкального сопровождения).
-Формировать интерес к деятельности,
активно используя игру,
нетрадиционные художественные техники и материалы, учитывая
индивидуальные особенности каждого
ребѐнка; развивать
художественные способности детей. Принципы и подходы к
формированию Программы:
1. Доступность:
• учет возрастных особенностей детей;
• адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к
сложному; - частое повторение усвоенных норм.
• Наглядность:
-учет особенностей мышления.
• Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности
5. Дифференциация:
• учет возрастных особенностей;
• создание благоприятной среды для реализации
деятельности, организации театрализованных игр.

театрализованной

Интеграция образовательных областей.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать
жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Используя
театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги
могут решать комплекс взаимосвязанных задач по областям:
Образовательные
области
Познавательное
развитие

Комплекс взаимосвязанных задач
•
развитие разносторонних представлений о
действительности (разные виды театра, профессии
людей, создающих спектакль);

Социально
коммуникативное
развитие

Речевое развитие

Художественно
эстетическое
развитие

•
наблюдение
за
явлениями
природы,
поведением животных
(для передачи символическими средствами в
игредраматизации);
•
обеспечение взаимосвязи конструирования с
театрализованной игрой для развития динамических
пространственных представлений;
- развитие памяти, обучение умению планировать
свои действия для достижения результата.
- -формирование положительных взаимоотношений
между
детьми в процессе совместной деятельности; воспитание культуры познания взрослых и детей
(эмоциональные
состояния,
личностные
качества, оценка поступков и пр.);
•
воспитание у ребенка уважения к себе,
сознательного отношения к своей деятельности;
•
развитие эмоций;
•
воспитание этически ценных способов
общения в соответствии с нормами и правилами
жизни в обществе.
-содействие
развитию
монологической
и
диалогической речи;
•
обогащение словаря: образных выражений,
сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
•
овладение
выразительными
средствами
общения: словесными (регулированием темпа,
громкости, произнесения, интонации и др.) и
невербальными (мимикой, пантомимикой, позами,
жестами).
- Изодеятельность:
•
приобщение
к
высокохудожественной
литературе;
•
развитие воображения;
•
приобщение
к
совместной
дизайндеятельности
по
моделированию
элементов
костюма, декораций, атрибутов;
•
создание выразительного художественного
образа; -организация коллективной работы при
создании многофигурных сюжетных композиций;

•
обучение самостоятельному нахождению
приемов изображения, материалов.
Музыка, хореография
-умение слышать в музыке эмоциональное
состояние и передавать жестами, мимикой, оценивая
и понимая характер героя, его образ.
•
согласование действий и сопровождающей
их речи; - умение воплощать в творческом
движении настроение, характер и процесс
развития образа;
•
выразительность исполнения основных
видов движений.
Основные направления программы:
1.Театрально-игровое. Направлено на развитие игрового поведения детей,
формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в
различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к
перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения
фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить
развитие естественных психомоторных способностей дошкольников,
обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром,
развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости
и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений,
пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические
импровизации.
3.Художественно-речевое. Объединяет игры и упражнения, направленные
на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной
артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение
русского языка.

Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции,
артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать
интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными
интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения,
направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для
овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном
искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:
◦Что такое театр, театральное искусство;
◦Какие представления бывают в театре;
◦Кто такие актеры;
◦Какие превращения происходят на сцене;
◦Как вести себя в театре.
5.Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает
в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов и
декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера
спектакля к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с
детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
импровизированным текстом; поиски музыкальнопластического решения
отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов; обсуждение его
с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители
(помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
◦Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.
◦Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем,
рисуем, клеим!).
Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения
детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется,
углубляется.
Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные
праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы
вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.

Целевые ориентиры образования
Дети 4 - 5 лет:
• Иметь способность к обыгрыванию любого сюжета художественного
произведения.
• Передавать образ героя мимикой, жестами.
• Умение управлять куклами в соответствии с текстом художественного
произведения. 4. Обладать умением работать в коллективе.

Дети 5 - 7 лет:
1.Понимать содержание произведения.
2.Проявлять фантазию в изготовлении декораций и персонажей к
спектаклям.
3.Импровизировать с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности
дошкольников.
Театрализованная деятельность в средней группе.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в
постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной
на зрителя; от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и
процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих
аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи
сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие,
подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого
«типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором
сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
В данном возрасте происходит углубление интереса к
театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна
состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его
дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида
игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к
игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет
освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и

игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и
интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается
текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием,
наличием смысловою и эмоционального подтекстов, интересными
образами героев, оригинальными языковыми средствами. Содержательную
основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и
импровизационного характера (например: «Угадай, что я делаю», «Угадай,
что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя»
и т.п.). Расширение игрового опыта детей происходит также за счет
освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает
разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр,
конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен
детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с
ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и
прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»).
Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности,
когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек,
сопровождая свою речь несложными.
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
• Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции
«зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем;
проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места
во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на
сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с
помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - «
артистов»).
• Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции
«артист», главным образом это подразумевает умение использовать
средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и
интонационной выразительности для передачи образа героя, его
эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть
медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей
персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но
тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и

поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех
сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее
незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя
в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег,
прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и
прощание, согласие и несогласие.
• Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции
«режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение
создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его
игрушками и фигурками по своему усмотрению.
• Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями
«оформителя спектакля», что подразумевает способность определять
место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать
материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления
воспитателем недостающих атрибутов для игры.
• Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с
другими участниками игры, включает умение договариваться,
устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными
способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к
творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и
воплощения задуманного образа с помощью разных Средств
выразительности. Импровизационность становится основой работы на
этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа
результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что
одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному.
Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации
задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или
подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания
содержания текста.
Планирование театральной деятельности в средней группе
Месяц Тема

Программное
содержание

Содержание работы

Кончилось
лето

Мониторинг

Овощной
базар

Интонация

Забавные
животные

активизировать
слуховое восприятие;
-развивать
умение
разыгрывать знакомую
сказку в настольном
театре; - формировать
умение входить в роль.

-Беседа о лете.
-Дидактическая
игра
«Воспоминание о лете».
-Игра
–
разминка
«Познакомимся».
-Показ сказки «Колобок»
(настольный
театр
конусных кукол).
- оценить театрально -Проведение мониторинга
игровую
деятельность
детей.
•
вовлечь в игровой -Беседа об урожае.
сюжет;
-Игра
«Продавцы
•
развивать умение покупатели».
Игра
взаимодействовать
с хороводная
«Веселый
партнѐром в сюжетно - огород».
ролевой игре;
-Этюд на развитие эмоций
•
выражать эмоции в «Ах,
какие
вкусные
роли;
овощи!».
•
способствовать
выразительности
интонации речи.
•
развивать
-Решение
проблемной
ситуации
творческого
умение
у
детей
характера
«Почему
выразительно играть
плачет
котик?»
роли в небольших
«Успокоим котика».
сценках;
Игры на развитие речи
формировать умение
детей:
взаимодействовать в
-«Назови
свое
имя
ролевой игре;
ласково»,
-«Что тебе
•
развивать
нравится в твоем друге»
воображение детей в
этюдах;
- учить
- «Измени свой голос»
выражать
свое
-«Что снится котенку,
настроение
слонѐнку, щенку и т д.».
интонацией.
•
развивать умение у -Игра
«Отгадай
детей
выразительно животное»
двигаться в соответствии изображение
с
художественным животных,
образом;
-побуждать персонажей сказок, с

при помощи интонации
выражать
свои
настроения;
•
будить
воображение детей; вызывать
эмоциональный отклик
на игровые ситуации.

«Под грибом» - вовлечь детей в
сюжетноигровую
ситуацию;
познакомить
со
сказкой;
- учить
внимательно смотреть
и слушать сказку;

использованием
жестов,
мимики,
движений.
-Игра «У нас зазвонил
телефон, кто говорит…?»
создание
художественного образа с
помощью
музыки
–
«весѐлые
зайчата»,
«хитрая лиса», «грустный
котик».
-Обыгрывание
песенки «Ёжик», , с
использование атрибутов,
элементов костюмов.
-Рассказывание сказки В.
Сутеева «Под грибом».
- Беседа по содержанию.
- Дидактическая игра
«Отгадай животное» изображение

животных,
персонажей
сказок, с использованием
жестов,
мимики,
движений.
П/и
«Дождливосолнечно».
Грибы
- развивать умение у - Аппликация «грибы в
детей готовить атрибуты лукошке»
к сказке; - воспитывать
желание
трудиться
коллективно.
Русская
- вспомнить с детьми -Рассказывание
сказки
народная
русскую
народную «Репка» воспитателем.
сказка «Репка» сказку; - расширять -Беседа по содержанию
словарный запас детей.
сказки.
Русская
- приобщать детей к -Рассказывание
сказки
народная
русской национальной «Репка» по ролям.
сказка «Репка» культуре;
- учить - Отгадывание загадок про
инсценировке,
животных.
-приобщать
детей
к
русской
народной
традиции;
- воспитывать артистизм.

Русская
народная
сказка «Репка»

Афиша
спектаклю
«Репка»

к

Русская
народная
сказка «Репка»

Удивительный
мир кукол

Основы

взаимодействию друг с
другом
в
игровом
сюжете.
•
вызвать
положительный настрой
на
театрализованную игру;
активизировать
воображение детей;
•
побуждать
эмоционально
откликаться
на
предложенную роль.
•
вызвать
положительный настрой
на
подготовку
к
спектаклю;
•
развивать
творческие способности
детей;
•
воспитывать
аккуратность.
•
вызвать
положительный настрой
на
театрализованную
игру;
•
активизировать
воображение детей; побуждать
эмоционально
откликаться
на
предложенную роль.
показ
способов
действия с различными
куклами; - закрепление
знаний
о
способах
действия с куклой.

Обучать

детей

-Распределение
ролей , репетиция к
показу
сказки
«Репка».

Определить
главных
героев сказки.
-Продумать эскиз афиши.
-Творческая работа детей.

Показ спектакля «Репка»

-Беседа о кукольном театре.
-Рассматривание
фотографий
различные
театральных
кукол.
Знакомство с куклами Биба-бо. -Показ воспитателя
способов
действий
с
куклами.
•
Дидактическая игра

кукловождения приемам
кукловождения театра
Биба-бо.
Развивать
интерес к театральной
деятельности.

«Театр двух актеров».
•
Этюды:
«Встреча
зайца и лисы», «Пляска
лисы и кота», «Бабушка и
внучка».
•
Самостоятельная
деятельность
детей с куклами Би-ба-бо.

Зимняя
сказка

Картинки
зимней
сказке

Зимние
забавы

Машины

•
развивать умение
у детей сочинять сказки
на предложенную тему;
развивать
воображение детей;
•
воспитывать
желание работать в
коллективе.
к •
развивать умение
у детей изображать
главных героев
сказки;
•
развивать
творческое
воображение детей; воспитывать интерес к
творческой
деятельности.
- создать атмосферу
волшебства,
сказочности;
- учить
детей
придумывать
игровые
ситуации;
развивать
творческое
воображение
детей;
порадовать и увлечь
детей
игровой
ситуацией.

- Беседа на тему «Зима». Рассматривание картин с
изображением
красоты
зимнего леса.
-Коллективное
сочинение
«Зимняя сказка».

-Вспомнить
сочиненную
сказку. -Выделить основной
сюжет сказки.
-Определить главных героев
сказки
и
способы
их
изображения.
-Творческая
деятельность
детей.

-Приглашение в зимний лес.
-Двигательная
импровизация
«Конькобежцы» Гимнастика
«Чистим
дорожки».
Пальчиковая
театрализованная
игра
«Зайчик
и
лиса».
Хороводная игра «Пляшут
звери на опушке».
- развивать умение у -Просмотр мультфильма

сказки

Сказка
В.Бианки
«Теремок»
Сказка
В.Бианки
«Теремок»

Сказка
В.Бианки
«Теремок»

Афиша к
спектаклю
«Теремок»

Сказка
«Теремок»

детей выделять основные
сюжеты сказок, находить
ошибки
в
рассказах
Маши,
воспитывать
чувство сопереживания
героям сказки.
- вспомнить с детьми
русскую
народную
сказку; - расширять
словарный запас детей.
- приобщать детей к
русской национальной
культуре; - продолжать
учить
инсценировке
сказки;
учить
взаимодействовать друг
с другом в игровом
сюжете.
•
вызвать
положительный настрой
на
театрализованную
игру;
•
активизировать
воображение детей; побуждать
эмоционально
откликаться
на
предложенную роль.
- вызвать положительный

«машины сказки» 2 серия Беседа
по
сказке
(Определить
ошибки
в
сказке)
-Рассказывание сказки
«Теремок» воспитателем.
-Беседа
по
содержанию
сказки.
-Рассказывание сказки
«Теремок» по ролям. Отгадывание загадок
про животных

-Распределение ролей
, репетиция к показу
сказки «Теремок».

- Определить главных героев

настрой на подготовку к
спектаклю;
развивать
творческие
способности
детей;
воспитывать аккуратность.
•
вызвать положительный
настрой на театрализованную
постановку;
•
активизировать речь и
воображение детей, развивать
артистизм детей.

сказки.
-Продумать эскиз афиши.
-Творческая
работа
детей.
Показ
«Теремок»

спектакля

Играем в
профессии

- дать детям элементарное
представление о профессиях;
- воспитывать уважение к
людям труда; дать
нравственные ориентиры в
профессиональных качествах.

-Беседа о профессиях.
-Рассматривание
фотоальбома
«Профессии»
-СРИгра «Повар»,
«Парикмахер»

Эмоции

•
порадовать детей;
создать
эмоциональноположительное
отношение к эмоциям друзей;
•
научить
детей
выступать перед зеркалом.

-Мимические этюды у
зеркала
(упражнения
на
выразительность
движений) -Исполнение
знакомой песни перед
зеркалом.
-Этюд
«Какой
красивый…!»
-Этюды на выражение
основных эмоций:
-«Бабушка приехала»,
-«Игрушка-сюрприз»,
-«Облака»
Музыкальноритмическая композиция
«Все
мы
делим
пополам».
-Рассказывание сказки
В.Сутеева «Кто сказал
«мяу»?
Пантомимическая игра
«Угадай, кого покажу».
-Этюды
«Котенок
просит
молока»,
«Щенок встретился с
котенком»

Наши эмоции •
развивать воображение
детей, учить этюдам с
воображаемыми предметами и
действиями;
•
побуждать
эмоционально, отзываться на
игру, входить в предлагаемые
обстоятельства.
«Домашние
любимцы»

•
вовлечь детей в игровой
сюжет;
•
дать представление о
повадках кошек; научить
пластичным и выразительным
движениям; - формировать
умение проявлять эмоции
через мимику и жесты; развивать
артистические
способности детей.

Друзья

•
создать
игровую
ситуацию,
развивать самостоятельность
в игре;
•
создавать

-Чтение стихотворения
«Очень жить на свете
туго без подруги или
друга!».
–
Словесная
игра

эмоциональноположительный
фон игры;
- разбудить
творческую
активность детей.

«Зайца съела
бы лиса, если
б
не
его
друзья»

•
развивать
интерес
детей к сценическому
искусству;
•
воспитывать
доброжелательность,
коммуникабельность
в
отношениях
со
сверстниками;
совершенствовать
внимание,
память,
наблюдательность.

Русская
народная
сказка «Волк
и
семеро
козлят»

- вспомнить с детьми русскую
народную
сказку;
воспитывать
интерес
к
устному
народному
творчеству.

Русская
народная
сказка «Волк
и
семеро
козлят»

Русская
народная
сказка «Волк
и
семеро
козлят»

«Скажи о друге ласковое
слово» -Слушание песни
«Если с
другом вышли в путь»,
муз. В.
Шаинского
-Музыкальная игра «Мы
играли,
танцевали»
имитация сопровождения
песенки
на
детских
музыкальных
инструментах.
•
Рассказывание
сказки детьми «Лучшие
друзья».
•
Мимические этюды
у зеркала
(упражнения
на
выразительность
движений).
-Играимитация «Догадайтесь,
о ком я говорю».

-Рассказывание
сказки
«Волк и семеро козлят»
воспитателем.
-Беседа по содержанию
сказки.
- приобщать детей к русской -Рассказывание
сказки
национальной культуре;
- «Волк и семеро козлят»
продолжать
учить по ролям.
инсценировке сказки;
развивать
умение - Отгадывание загадок
взаимодействовать друг с про домашних животных.
другом в игровом сюжете.
•
вызвать положительный -Распределение
настрой на
ролей , репетиция
театрализованную игру; - к показу сказки
активизировать воображение «Волк и семеро
детей;
козлят».
•
побуждать

эмоционально откликаться на
предложенную роль.
Русская
•
вызвать положительный
настрой на театрализованную
народная
сказка «Волк постановку;
и
семеро •
активизировать речь и
козлят»
воображение детей, развивать
артистизм детей.
Мониторинг - оценить театрально игровую
деятельность детей.

Показ сказки «Волк и
семеро козлят»

-Проведение
мониторинга

Театрализованная деятельность в старшей группе
Основные направления развития театрализованной игры состоят в
постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или
фольклорному тексту к игреконтаминации, подразумевающей свободное
построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со
свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько
произведений; от игры, где используются средства выразительности для
передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения
через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в
которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист»,
«оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка
связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных
способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой
деятельности как средству самовыражения личности и самореализации
способностей. Формирование положительного отношения детей к
театрализованным играм- подразумевает углубление их интереса к
определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету,
наличие интереса к театральной культуре, осознание причин
положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с
наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в
театрализованной деятельности.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей
становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с
назначением театра, историей его возникновения в России, устройством
здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими
представителями данных профессий, видами и жанрами театрального

искусства (драматический,
клоунада и пр.).

музыкальный,

кукольный,

театр

зверей,

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театральноигрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и
режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игрыдраматизации заключается в том, что дети становятся более активными и
самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору
творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами,
играми-импровизациями,
инсценированием
становятся
доступны
самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа»
из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по
сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и
пр.
Планирование театральной деятельности в старшей группе
Месяц Тема

Программное
содержание
В гостях у •
вспоминать
знакомые сказку, отвечать
сказки
на вопросы по их сюжету,
характеризовать
героев;
•
сообща вместе с
воспитателем
пересказывать
сказку,
показывая характер героя
при помощи интонации.
Мониторинг оценить
театрально
игровую
деятельность
детей.
«Машины
- развивать умение у
детей анализировать
сказки»
сказки,
находить
«неправильный
сюжет»;
развивать
наблюдательность
и

Содержание работы
-Вспомнить с детьми
знакомые
сказки.
Дидактическая игра «Из
какой сказки герой»
- Игра -подражание
«Изобрази животное» Каждый ребенок
пересказывает
свою
любимую сказку.
Проведение мониторинга

-Просмотр мультфильма
«Машины
сказки
3
серия»беседа
по
сюжету
мультфильмы
(Определить ошибки
сказке)

в

зрительную память;
воспитывать интерес к
сказкам.
Действия
с - способствовать развитию
воображаемы чувства правды и веры в
вымысел;
ми
предметами
-развивать
творческое
воображение детей.

Сказка
С.В.Михалков
а,
«Три
поросѐнка»

Сказка
С.В.Михалков
а,
«Три
поросѐнка»

Сказка
С.В.Михалков
а,
«Три
поросѐнка»

Маски
поросят

- вспомнить с детьми
сказку;
- развивать
внимание, воображение,
память,
совершенствовать
общение; - воспитывать
интерес
к
устному
народному творчеству.
- приобщать детей к
театральному
искусству;
продолжать
учить
инсценировке сказки;
- развивать умение
взаимодействовать
друг с другом в
игровом сюжете.
•
вызвать
положительный настрой на
театрализованную игру;
•
активизировать
воображение детей;
•
побуждать
эмоционально откликаться
на предложенную роль.
•
развивать умение
у детей готовить для

-Беседа.
- Игра «Что мы делаем,
не скажем, но зато
покажем». -Упражнение
на
дыхание
и
на
артикуляцию «Мыльные
пузыри».
-Разыгрывание этюдов на
выражение эмоции: « Я
получил
подарок
от
клоуна», «Огорчение».
-Рассказывание
сказки
«Три
поросенка»
воспитателем. -Беседа по
содержанию сказки.

-Рассказывание сказки
«Три
поросенка»по
ролям.
Рассматривание
иллюстраций к сказке.

-Распределение ролей ,
-Репетиция
к
показу
сказки
«Три поросенка»

-Беседа о сказке «Три
поросенка»

предстоящего
спектакля атрибуты и
костюмы;
•
развивать
творческий потенциал
детей; - воспитывать
самостоятельность
и
аккуратность детей.
Пригласитель •
вызвать
у детей
ные билеты позитивный настрой на
на спектакль предстоящий показ
спектакля;
•
развивать творческие
способности детей;

Афиша
к
сказке
С.В.Михалков
а,
«Три
поросѐнка»

Сказка
С.В.Михалков
а,
«Три
поросѐнка»

"Сочиняем
сами".

- воспитывать желание
трудиться во благо одного
дела.
•
вызвать
положительный настрой
на
подготовку
к
спектаклю;
•
развивать
творческие способности
детей;
•
воспитывать
аккуратность.
•
вызвать
положительный настрой
на
театрализованную
постановку;
•
активизировать речь
и воображение детей,
развивать артистизм детей.
побуждать
детей
сочинять
несложные
истории героями, которых
являются
дети;
развивать связную речь
детей
(диалогическую);
-

-Рассмотреть портреты
поросят, определить их
характерные
черты
лица.
-Практическая
работа детей (дети
расписывают шаблоны
полумасок
героев
сказки)
- Беседа о предстоящем
спектакле.
-Рассмотреть
варианты
пригласительных
театральных билетов.

-Самостоятельная
творческая работа детей.
- Определить главных
героев сказки.
-Продумать эскиз афиши.
-Творческая работа детей.

Показ
сказки
поросенка»

«Три

-Этюды
на
выразительность образа:
«Ты-лев!»,
«Радость»,
«Ваське
стыдно»,
«Жадный поросѐнок».
Творческая
игра
«Угадай героя сказки».

формировать
придумывать
любого.
Знакомство с
театральными
профессиями
(артист,
гример,
музыкант).

Я - гример!

Украинская
народная
сказка
«Рукавичка»
Украинская
народная
сказка
«Рукавичка»

Украинская
народная
сказка

«Рукавичка»

умение
тексты

•
формировать
представления детей о
театральных профессиях;
•
активизировать
интерес к театральному
искусству;
•
расширять
словарный запас.
- продолжать знакомить
детей с театральными
профессиями; - развивать
творческое воображение
детей;
- воспитывать
интерес к театральной
деятельности.

-Сочинение коллективной
сказки.

-Беседа о театральных
профессиях
(артист,
гример, музыкант).
-Просмотр видеоролика
«Театральное закулисье».

-Беседа о профессии
гримера.
-Рассмотреть
фотографии с работами
гримера.
-Предложить
детям нарисовать рожицы
с необычным гримом.
-Творческая работа детей.
•
вспомнить с детьми -Рассказывание сказки
русскую народную сказку; «Рукавичка»
воспитателем. -Беседа по
•
расширять
содержанию сказки.
словарный запас детей.
Приобщать
детей
к -Рассказывание
русской
национальной сказки «Рукавичка»
культуре;
учить по
ролям.
инсценировке;
учить Отгадывание загадок
взаимодействовать друг с про животных
другом
в
игровом
сюжете.
- вызвать положительный -Распределение
настрой
на ролей , репетиция к
театрализованную игру;
показу
сказки
«Рукавичка».
•
активизировать
воображение детей;
•
побуждать
эмоционально откликаться
на предложенную роль.

Афиша
к•
вызвать
сказке
положительный настрой
«Рукавичка» на
подготовку
к
спектаклю;
•
развивать
творческие способности
детей;
- воспитывать
интерес к театральной
деятельности.
вызвать
Украинская •
народная
положительный настрой на
сказка
театрализованную игру;
«Рукавичка» •
активизировать
воображение детей;
•
побуждать
эмоционально откликаться
на предложенную роль.
Русская
- вспомнить с детьми
народная
сказку;
- развивать
сказка «Три внимание, воображение,
медведя»
память,
совершенствовать
общение; - воспитывать
интерес
к
устному
народному творчеству.
Русская
- приобщать детей к
народная
театральному
сказка «Три искусству;
медведя»
продолжать
учить
инсценировке сказки;
- развивать умение
взаимодействовать
друг с другом в
игровом сюжете.
Русская
•
вызвать
положительный настрой на
народная
сказка «Три театрализованную игру;
медведя»
•
активизировать
воображение детей;
•
побуждать
эмоционально откликаться

- Определить главных
героев сказки.
-Рассмотреть
иллюстрации к сказке.
-Продумать эскиз афиши.
-Творческая работа детей.

Показ
«Рукавичка»

-Рассказывание
«Три медведя»

спектакля

сказки

-Беседа по содержанию
сказки.

-Рассказывание
«Три медведя»

сказки

Рассматривание
иллюстраций к сказке.

-Распределение ролей ,
-Репетиция
к
показу
сказки
«Три медведя»

на предложенную роль.
Пригласитель - воспитывать желание
ные билеты детей совместно готовить
на спектакль. спектакль, все атрибуты и
декорации; - развивать
творческие способности
детей;
- воспитывать
желание трудиться во
благо одного дела.
Афиша к
- вызвать положительный

сказке «Три настрой на подготовку к
медведя»
спектаклю;
•
развивать творческие
способности детей;
•
воспитывать
аккуратность.
Русская
Вызвать положительный
народная
настрой
на
сказка «Три театрализованную
медведя»
постановку;
активизировать речь и
воображение
детей,
развивать артистизм детей.
Раз, два, три, Развивать
фантазию,
четыре, пять - творчество в процессе
вы
хотите придумывания диалога к
сказке;
поиграть?
- формировать умение
проявлять
свою
индивидуальность
и
неповторимость;
активизировать
использование в речи
детей
понятий
«мимика», «жест».
Культура
•
обучать
поведения в правильному поведению в
театре
театре;
•
развивать

- Беседа о предстоящем
спектакле.
-Рассмотреть
варианты
пригласительных
театральных билетов.
-Самостоятельная
творческая работа детей.
- Определить
героев

главных

сказки.
-Продумать эскиз афиши.
-Творческая работа детей.

- Показ
медведя»

сказки

«Три

-Сюрприз от Петрушки
«Шкатулка, а в ней
задания»:
-Творческая
игра «Что это за сказка?»
-Игра-загадка «Узнай, кто
это?»
-Разыгрывание этюда на
расслабление и фантазия
«Разговор с лесом». Дидактическая
игра
«Придумай рифму».
-Беседа о театре.
-Рассмотреть
фотографии различных
театров.
-Рассказ

Экскурсия в
городской
драматически
й театр.

Сказка
«Крылатый,
мохнатый да
масляный»,
обр. И.
Карнауховой;

Сказка
«Крылатый,
мохнатый да
масляный»,
обр. И.
Карнауховой

Сказка
«Крылатый,
мохнатый да
масляный»,
обр. И.
Карнауховой

Пригласитель

доброжелательное
отношение к труду людей;
- воспитывать интерес к
театральной деятельности.
•
формировать
представление детей о
работе
драматического
театра;
•
познакомить
с
театральным
занавесом,
сценой;
•
развивать
познавательный
интерес
детей.
- вспомнить с детьми
сказку;
развивать
внимание, воображение,
память,
совершенствовать
общение; - воспитывать
интерес
к
устному
народному творчеству.
- приобщать детей к
театральному
искусству;
продолжать
учить
инсценировке сказки;
- развивать умение
взаимодействовать
друг с другом в
игровом сюжете.
- вызвать положительный
настрой
на
театрализованную
игру;
•
активизировать
воображение детей;
•
побуждать
эмоционально откликаться
на предложенную роль.
•
вызвать у детей

воспитателя о правилах
поведения в театре.
-Сюжетно ролевая игра «
Театр»
•
Посещение
городского
драматического театра. Рассматривание
театральной сцены и
занавеса.
•
Беседа
с
работниками театра.
-Рассказывание
сказки
«Крылатый, мохнатый да
масляный» воспитателем.
-Беседа по содержанию
сказки.

-Рассказывание
сказки «Крылатый,
мохнатый
да
масляный».
Рассматривание
иллюстраций
к
сказке.

-Распределение ролей ,
-Репетиция
к
показу
сказки
«Крылатый, мохнатый да
масляный».

- Беседа о предстоящем

ные билеты позитивный настрой на
на спектакль. предстоящий показ
спектакля;
•
развивать
творческие способности
детей;
- воспитывать
желание трудиться во
благо одного дела.
Афиша
к •
вызвать
сказке
положительный настрой на
«Крылатый, подготовку к спектаклю;
мохнатый да •
развивать творческие
масляный»,
способности детей;
обр. И.
•
воспитывать
Карнауховой
аккуратность.
Сказка
•
вызвать
«Крылатый, положительный настрой на
мохнатый да театрализованную
масляный»,
постановку;
обр. И.
•
активизировать речь
Карнауховой и
воображение
детей,
развивать артистизм детей.
Мониторинг оценить
театрально
игровую
деятельность
детей.

спектакле.
-Рассмотреть
варианты
пригласительных
театральных билетов.
-Самостоятельная
творческая работа детей .

- Определить главных
героев сказки.
-Продумать эскиз афиши.
-Творческая работа детей.

Показ
сказки
«Крылатый, мохнатый да
масляный»

-Проведение мониторинга

Театрализованная деятельность в подготовительной к школе группе
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный
переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению
разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она
становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой
реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для
старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они
осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание
ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром,
деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение
комплекса игровых позиций.
• Первая группа умений связана с совершенствованием позиции
зрителя «умного, доброго советчика».

• Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие
способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и
самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной,
интонационной и языковой выразительности.
• Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссерсценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы
не только собственными силами, но и организуя деятельность других
детей.
• Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми
умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать
место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески
использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные
атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения
и пр.
• Пятая группа умений предполагает использование позитивных
приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по
ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и
при анализе результатов театрализованной постановки. Дети более
ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную
позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе,
средствами стимулирования их интереса к творчеству и
импровизации в процессе придумывания содержания игры и
воплощения
задуманного
образа
с
помощью
средств
выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь
ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена».
Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением
интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев,
определенным уровнем освоения разных средств реализации своих
задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям
права выбора средств для импровизации и самовыражения.
Планирование театрализованной деятельности в подготовительной
группе
Месяц Тема
Виды
кукольного
театра.

Программное
содержание
•
расширять
представление детей о
различных
видах
кукольных театров
(настольный,
верховых

Содержание работы
-Беседа о театре.
-Рассмотреть
разновидностей
театральных кукол.

кукол,
кукол
–
марионеток,
кукол
с
«живой рукой», больших
напольных кукол);
•
обогатить
словарный запас детей,
побудить их участвовать в
кукольных спектаклях; приобщить
детей
к
танцевальным
импровизациям
с
использованием
театральных кукол.
Мониторинг оценить театрально
–
игровую
деятельность
детей.
«Здравствуй •
воспитать
театр»
устойчивый интерес к
театрально – игровой
деятельности;
•
поддержать
стремление
детей
проявлять
свои
творческие способности в
сочинении
сказок
и
разыгрывании этюдов.

Сказка
Ш.Перро
«Красная

Шапочка»

Сказка
Ш.Перро
«Красная

- вспомнить с детьми
сказку;
развивать
внимание, воображение,
память,
совершенствовать
общение; - воспитывать
интерес
к
устному
народному творчеству.
•
приобщать детей
к
театральному
искусству;
-

-Дидактическая игра «Из
какой сказки кукла»
Самостоятельная
игровая деятельность с
театральными куклами.

-Проведение мониторинга

-Беседа
на
тему:
«Театр» - Словесное
творчество: «Шкатулка
со
сказками»
сочинение сказок с
помощью предметов –
заменителей
(«Чего на свете не
бывает?»).
-Этюды
на
развитие
воображения: «В магазине
зеркал»,
«Вкусные
конфеты»
-Рассказывание
сказки
«Красная
Шапочка»
воспитателем.

-Беседа
сказки.

по

содержанию

-Рассказывание сказки
«Красная Шапочка» по
ролям.

Шапочка»

продолжать
учить
инсценировке сказки;
•
учить
взаимодействовать
друг с другом в
игровом сюжете.
Сказка
•
вызвать
Ш.Перро«Кра положительный настрой на
сная
театрализованную игру;
Шапочка»
•
активизировать
воображение детей;
•
побуждать
эмоционально откликаться
на предложенную роль.
Афиша
к Вызвать положительный
сказке
настрой на подготовку к
спектаклю;
развивать
Ш.Перро
«Красная
творческие
способности
Шапочка»
детей;
воспитывать
аккуратность.
Сказка
-вызвать положительный
настрой
на
Ш.Перро
театрализованную
«Красная
постановку;
Шапочка»
- активизировать речь и
воображение
детей,
развивать артистизм детей.
«Золотой
•
поддержать
ключик»
стремление
детей
заниматься театрально –
игровой деятельностью; развивать
монологическую
речь,
научить изменять сюжет
сказки;
•
воспитывать
желание
работать
коллективно.
«Буратино и - развивать умение у
друзья»
детей
работать
с
импровизированным

Рассматривание
иллюстраций к сказке.

-Распределение ролей
, -Репетиция к показу
сказки
«Красная
Шапочка».
-Примерка костюмов.

- Определить главных
героев сказки.
-Продумать эскиз афиши и
пригласительных билетов
-Творческая работа детей.
- Показ сказки «Красная
шапочка»

-Вспомнить
знакомую
сказку
А.Толстого
«Золотой ключик или
приключения Буратино» Беседа по тексту сказки.
-Рассмотреть иллюстрации
к сказке.
-Дидактическая игра «Кто
друг, а кто враг»
-Коллективное сочинение
другого конца сказки»
-Разыгрывание
сценокимпровизаций:
«Буратино и Мальвина»,

текстом
эпизодов
знакомой
сказки,
самостоятельно
искать
выразительные средства
для
создания
образа
персонажа
–
жесты,
мимика движения;
развивать воображение,
память, фантазию детей.
- воспитывать стремление
детей
заниматься
театрально
игровой
деятельностью,
самостоятельно искать

«Буратино и говорящий
сверчок»,
«Буратино и лиса Алиса и
кот Базилио»

выразительные средства
для создания образа
персонажа;
воспитывать
аккуратность
и
самостоятельность детей.
Игра
– - закреплять знания детей
викторина
о героях любимой сказки;
«Волшебный - развивать творческое
мешочек» - воображение детей;
по
учить отражать в ролевом
поведении
характер
сказке
«Золотой
героя;
- формировать
умение отражать образ в
ключик
музыкальной
импровизации.
Зима
- развивать умение у детей
наступила.
ориентироваться
в
окружающей обстановке,
развивать внимание и
наблюдательность,
музыкальную
память,
умение
верно
интонировать мелодию и
действовать
с
воображаемыми
предметами.

выделить
основные
характерные особенности.
-Изготовление конусной
куклы Буратино.

Кукла
Буратино

-Беседа
о
сказочном
персонаже Буратино.
-Рассматривание картинки
с изображением Буратино,

Задания к викторине:
Кому
принадлежит
предмет.
-Пантомима.
-Чья песенка.
-Найди ключик.
-Рассмешить Мальвину.

-Беседа о зиме.
-Рассматривание
иллюстраций с зимними
пейзажами. -Музыкальная
игра «Вьюга»
Подвижная
игра
«Метелица»
Скороговорка «Морозное
утро»

Музыкальная •
вовлечь
детей
в
театрализованную игру; зима.
пробудить положительное
эмоциональное отношение
к музыке;
•
побуждать
к
выразительности в этюдах;
•
активизировать
двигательную активность в
игре.

Русская
народная
сказка
«Зимовье
зверей»

Русская
народная
сказка
«Зимовье
зверей»

Русская
народная
сказка

«Зимовье
зверей»

-Прослушать
произведение
Вивальди
«Зима».
Дыхательное
упражнение
“Как
подул
Дед
Мороз”
Скороговорка «В лесу
лиса под сосенкой».
-Подвижная игра «МорозВоевода»
-Этюды
на
выразительность эмоций
«Мерзнет зайка», «Волк
бежит за зайцем по
сугробам».
- вспомнить с детьми -Рассказывание
сказки
сказку;
развивать «Зимовье
зверей»
внимание, воображение, воспитателем.
память, совершенствовать
общение; - воспитывать -Беседа по содержанию
интерес
к
устному сказки. -Рассматривание
народному творчеству.
иллюстраций к сказке.
-Рассказывание сказки
•
приобщать детей
«Зимовье зверей» по
к
театральному
ролям. - Примерка
искусству;
костюмов
героев
продолжать
учить
сказки.
инсценировке сказки;
•
учить
взаимодействовать друг
с другом в игровом
сюжете.
- вызвать положительный -Распределение ролей
настрой
на , -Репетиция к показу
театрализованную игру;
сказки
«Зимовье
зверей».
•
активизировать
воображение детей;
•
побуждать

эмоционально откликаться
на предложенную роль.
Избушка для - вызвать желание
спектакля.
детей
мастерить
своими
руками
декорации к сказке;
развивать
творческие
воображение детей;
воспитывать
интерес
к
коллективному
труду.

•
Рассмотреть
иллюстрации к сказке.
-Определить
наличие
декораций.
•
Рассмотреть избушку
для зверей.
-Украсить крышу и бока
избушки
небольшими
кусочками
ваты,
имитирующей снег.
-Творческая работа детей.
Афиша
к•
вызвать
- Определить главных
сказке
положительный настрой на героев сказки.
«Зимовье
подготовку к спектаклю;
-Продумать эскиз афиши и
зверей»
•
развивать творческие пригласительных билетов.
способности детей;
-Творческая работа детей.
•
воспитывать
аккуратность.
Русская
- Показ сказки «Зимовье
•
вызвать
положительный настрой на зверей»
народная
театрализованную
сказка
постановку;
«Зимовье
•
активизировать речь
зверей»
и
воображение
детей,
развивать артистизм детей.
Закулисье
•
знакомить детей с •
Беседа о театральном
театра.
театральным закулисьем; искусстве.
Рассматривание
формировать •
представление детей о фотографий знаменитых
том,
как
создается театров мира.
•
Просмотр
спектакль;
видеоролика
•
воспитывать
интерес к театральному «Закулисье театра»
искусству.
•
Беседа о культуре
поведения в театре.
Беседа о театральных
Театральные - продолжать знакомить •
профессии
детей с театральными профессиях.
(режиссер,
профессиями; - развивать •
Рассматривание
декоратор,
творческое воображение

- воспитывать иллюстраций
звукооперато детей;
с
интерес к театральной театральной деятельность.
р)
деятельности.
•
Сюжетно
ролевая
игра
«Режиссер»
Экскурсия в •
продолжать
- Посещение городского
городской
формировать
драматического театра. драматически представление детей о Рассматривание
й театр.
работе
драматического театральной сцены и
театра; - знакомить с занавеса, гримерной. театральными
Беседа с работниками
помещениями,
театра.
гримерными, сценой;
•
развивать
познавательный интерес
детей.
«Сказка о
- продолжать учить детей -Чтение
С.
Маршака
«Сказка о
глупом
мышонке»

работать с интонацией; развивать воображение,
музыкальный
слух,
память, общение детей;
- учить действовать с
воображаемыми
предметами.

•
развивать умение у
Сочиняем
сказку
про детей сочинять сказки,
передавая
мышонка.
эмоциональные
состояния
героев
с
помощью
мимики,
жестов,
движений,
выразительной
интонации;
совершенствовать
навыки
манипуляции куклами Би-

глупом мышонке» Словесное творчество:
творческое
задание:
исполнить песенку для
глупого мышонка от
имени всех персонажей
произведения
С.Маршака «Сказка о
глупом мышонке».
Д/и
«Узнай
по
интонации».
•
Скороговорка «Все
за стол сели».
-Загадка о мышках.
-Беседа о мышках, об их
образе жизни.
•
Рассмотреть
картинки с изображением
доброй и злой мышки.
-Коллективное сочинение
сказки про мышонка.

Сказка
Г.Тукая
«Шурале»
переведенная
на
русский
язык
Сказка
Г.Тукая
«Шурале»
переведенная
на
русский
язык

Сказка
Г.Тукая
«Шурале»
переведенная
на
русский
язык

Коллективное
изготовление
костюма
Шурале.

Афиша

к

бабо;
•
формировать
умение
рассуждать,
оценивать
поведение
животных,
обогатить
словарь детей.
- вспомнить с детьми
сказку;
развивать
внимание, воображение,
память, совершенствовать
общение; - воспитывать
интерес
к
устному
народному творчеству.
•
приобщать детей
к
театральному
искусству;
продолжать
учить
инсценировке сказки;
•
учить
взаимодействовать друг
с другом в игровом
сюжете.
•
вызвать
положительный настрой на
театрализованную игру;
•
активизировать
воображение
детей;
побуждать эмоционально
откликаться
на
предложенную роль.
•
развивать умение у
детей
из
подручных
материалов
мастерить
костюмы героев
сказки;
•
развивать творческие
способности детей;
•
воспитывать желание
детей
трудиться
коллективно.
- вызвать положительный

-Рассказывание сказки
«Шурале» воспитателем.
-Беседа по содержанию
сказки. -Рассматривание
иллюстраций к сказке.
-Рассказывание сказки
«Шурале» по ролям.
- Примерка
героев сказки.

костюмов

-Распределение ролей
, -Репетиция к показу
сказки «Шурале».

Рассмотреть
иллюстрации с главным
героем
сказки.
Определить характерные
особенности
внешнего
вида и характера героя
сказки.
-Подбор
материалов для работы.
-Творческая работа детей.
-

Определить

главных

сказке
«Шурале» .

Сказка
Г.Тукая
«Шурале»
переведенная
на
русский
язык
Фотовыставка
спектакля.

Экскурсия в
музей театра.

Мониторинг

Викторина
«Мы любим
театр»

настрой на подготовку к героев сказки.
спектаклю;
-Продумать эскиз афиши
и
- развивать творческие пригласительных билетов.
способности
детей;
- -Творческая работа детей.
воспитывать аккуратность.
- Показ сказки «Шурале»
•
вызвать
положительный настрой на
театрализованную
постановку;
•
активизировать речь
и
воображение
детей,
развивать артистизм детей.
•
развивать умение у - Проанализировать показ
детей анализировать свои спектакля.
действия;
- развивать -Рассмотреть фотографии
творческое воображение и спектакля.
речь детей;
-Коллективно оформить
фотовыставку
«Наш
•
воспитывать
театр»
доброжелательное
отношение друг к другу.
•
формировать
-Посещение музея театра.
представление детей об -Рассказ экскурсовода об
истории
создания истории
создания
театрального искусства; - театрального искусства.
познакомить
с Рассматривание
атрибутами театральной экспонатов музея.
деятельности
прошлых
лет;
•
развивать
познавательный интерес
детей.
оценить театрально – -Проведение мониторинга
игровую
деятельность
детей.
• закреплять знания детей о Задания для викторины:
театре;
-театральные профессии;
• развивать речь детей;
-угадай героя сказки;
• воспитывать
-заморочки из бочки
доброжелательное
(вопросы по сказкам) отношение друг к другу.
разыграй этюд;

-чья песенка;
-кто потерял предмет.

МОНИТОРИНГ УРОВЕНЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Методика проведения обследования по выявлению уровня творческого
воображения детей
Диагностика уровней умений и навыков младших дошкольников
проводится в форме наблюдений, старших дошкольников проводится на
основе творческих заданий
Основы театральной культуры
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному
искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в
театре; называет различные виды театра, знает их различия и может
охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью,
использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театрализованной
деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать
различные виды театра.
Речевая культура
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные
характеристики
главных
и
второстепенных
героев;
творчески
интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения;
умеет пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и
интонационно-образные средства выразительности речи. Средний уровень
(2 балла): понимает главную идею литературного произведения, дает
словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и
может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства
языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения).

Низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает
главных и второстепенных героев; затрудняет выделить единицы сюжета;
пересказывает произведения с помощью единицы сюжета; пересказывает
произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и
инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере
героев, использует различные средства воспитателя.
Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных
состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу,
движение, требуется помощь выразительности.
Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и
характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами
мимики, жеста, движения.
Навыки кукловождения
Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в
работе над спектаклем.
Средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над
спектаклем.
Низкий уровень
кукловождения.

(1

балл):

владеет

элементарными

навыками

Основы изобразительно – оформительских деятельности.
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основам
действиям спектакля, эскизы персонажей и декорацией с учетом материала,
из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении
деклараций и персонажей к спектаклям для различных видов театра
(кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе).
Средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и
основных действий спектакля; создает по эскизу или словесной
характеристике - инструкции декорации из различных материалов;
Низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действиях
спектакля; затрудняется в изготовлении деклараций из различных
материалов.

Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над
спектаклем.
Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность
действий с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех
этапах работы над спектаклем.
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по
театрализованной деятельности
помимо наблюдений, проводится на
основе творческих заданий:
Задание 1. На дорисовывание фигур.
Ход исследования.
Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные
фигурки(круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Волшебные они
потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какаянибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с
фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают:
«Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий
листок, последовательно предъявляя все 5 карточек. Если ребенок не
принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не
используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.),
экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как
его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по
улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать
фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются
Задание 2. Придумай
рассказ Ход исследования.
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо,
затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух
минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или
сказка.

Имя Творчес Эмоциона Ориг
ая льность
ребе к
ина
нка активно образов
льно
сть
сть
ребенка,
сюж
скорость
ета
придум
расс
ывания
каза
рассказа

Произ Инициати Самостояте
воль - вность
льность и
ность
ответствен
и
ность
свобо
да
повед
ения
ребен
ка

Способ
ность
к
самооц
енке

При низком уровне (1 бал) - дети фактически не понимают задачу:
они или рисуют с заданной фигурой что-то свое, или делают
беспредметное изображение («такой узор»), иногда эти дети (для 1-2
фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с
использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило,
примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне (2 бала) - дети дорисовывают большинство
фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть
рисунки повторяющиеся – самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне(3 бала) дети дают схематичные иногда
детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не
повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).
Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным
элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является
показателем творческого воображения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Н.Ф.Сорокина, Д.Г. Миланович «Театр-Творчество-Дети»
• Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению»
• Л.Г.Антонова «Уроки риторики»
• Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»
• А.И. Буренина «Театр всевозможного»
• Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»
• Н. Александрова «Разыгрываем сказки»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».