Рабочая программа ФФНР 2024-2025гг

CTPMH}ITO:
Ha rre):(aror w1ecKoM coseTe
flpOTOKOJl }[2

1

OT

30.08.2024r

Pa601.1a51 nporpaMMa
LJ,Ju1

{cj)oHeTHl\".O-oHeMaTIP-ieCY~Oe

neTeu c ct> HP

He,!],opa3BMTHe pequ) B ycJJOBHSIX JIOronyHI\".Ta

YLJ11Tenr, J1ororre.z:i; Bhi crn eti 1«nerop11 vi
i(MrupHesa O.J\.

EKaTepHH6ypr,2024

СОДЕРЖАНИЕ:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1.Пояснительная записка
1.2. Нормативные документы
1.3. Цель программы
1.4. Основные задачи
1.5. Принципы построения коррекционной программы
1.6. Общая характеристика детей с ФФНР
1.7. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы
П. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности
2.2. Особенности организации образовательного процесса
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Ш. ОРАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

3.2. Перспективный план работы в старшей группе
3.3. Перспективный план работы в подготовительной группе
3.4. Диагностика

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ФФНР (от 5 до 7 лет) разработана и утверждена на основе
ФОП дошкольного образования МАДОУ Детский сад № 247.
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении. Чистая
и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче
словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные
отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работа над
речевым развитием должна проводиться постоянно, тогда в дальнейшем, в школьном возрасте, не будет проблем
с нарушением письма (дисграфия) и нарушением чтения (дислексия).
С каждым годом увеличивается число дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что у детей с ФФНР отмечается нарушение
звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия.
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное
овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексикограмматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных
способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как
основы успешного овладения чтением и письмом.

1.2. Нормативные документы
Предлагаемая программа дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной
речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания
дошкольников. Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:





Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам —
образовательным программам дошкольного образования».

1.3. Цель программы
Цель программы — сформировать правильную и чистую речь, а также полноценную фонетическую систему
языка, фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза.
1.4. Основные задачи
Задачи программы:




раннее выявление и предупреждение речевых нарушений;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
осуществление совместной деятельности с родителями воспитанников (сюда входит и обучение
их по воспитанию артикуляционных навыков у детей), а также с педагогами СП для закрепления
пройденного материала.

1.5. Принципы построения коррекционной программы
Содержание программы определено с учетом общедидактических принципов, которые для детей с речевыми
нарушениями приобретают особую значимость, от простого к сложному: систематичность, конкретность
и повторяемость материала и специфических принципов.
Одним из основных принципов программы является принцип природосообразности, который учитывает
общность развития нормально развивающихся воспитанников и сверстников, имеющих речевые нарушения,
и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей
и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей.
1.6. Общая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной
системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В
речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования
звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность
произношения звуков может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой звуков более простыми
по артикуляции трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в
речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является
несформированность процессов восприятия звуков речи.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей
при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей
произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются
просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодичность.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко.
Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При

углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в
употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с
существительными и т. п.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются.
Они требуют специально организованной работы по их коррекции

1.7. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы
В итоге логопедической работы дети должны научиться:








фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
выделять из слова любой звук, определять его положение: начало, середина, конец слова;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
составлять слово из отдельных звуков;
определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры;
употреблять в речи термины «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки»,
«согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;
определять звонкость-глухость согласных звуков;
П. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. 1.Содержание образовательной деятельности

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению с
фонетико-фонематическим
недоразвитием речи (ФФНР) у детей обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного
процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Учебный год в старшей и подготовительной к школе группе на логопедическом пункте начинается первого
сентября, длится девять месяцев.
Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора
анамнеза, составления планов коррекционной работы на год.
С 15 сентября начинается организованная образовательная коррекционно-логопедическая деятельность с
детьми в соответствии с утвержденным планом работы. В конце учебного года проводится медико-психологопедагогический консилиум с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого обучающегося.
Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» осуществляется через регламентируемые
(НОД). В июне при переходе детского сада на летний режим для детей переходящих на второй год обучения
проводится только индивидуальная коррекционно- развивающая деятельность и игры на свежем воздухе.
В старшей и подготовительной к школе группе на логопедическом пункте с фонетическим и фонетикофонематическим недоразвитием речи проводится 2 индивидуальных или подгрупповых логопедических занятия
продолжительностью не более 30 минут. Подгруппы формируются по 2-3 человека. Для подгрупповых занятий
объединяются дети одной возрастной группы, по принципу сходности структуры речевого нарушения и
особенностей развития детей. В течение года состав подгрупп меняется в зависимости от динамики преодоления
речевого дефекта и по результатам коррекционно-развивающей работы.
Индивидуальная работа с детьми направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных
звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение
словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных
дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого
ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном
использовании всех анализаторов.
Координация реализации программ образования осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического
консилиума ДОУ с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных
программ.
Цели коррекционно-развивающей работы:
Основной целью является создание системы коррекционно-развивающей работы,

направленной на преодоление нарушений звукопроизносительной стороны речи и фонетико-фонематического
недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми:
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения,
слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения
и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем
и установлению звуковой структуры слова).
3. Развитие слоговой структуры слова, способствующей усвоению навыка слогового анализа и синтеза,
в целях предупреждения возможных нарушений процессов языкового анализа и синтеза на этапе
начального школьного обучения.
Принципы организации коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
с ФФНР
В программе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
 принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с
нарушениями речи;
 онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
 принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого
ребенка;
 принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
 принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
 принципы интеграции усилий специалистов;

 принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и
условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
 принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
 принцип постепенности подачи учебного материала;
 принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во
всех пяти образовательных областях.
 принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
 принцип обеспечения активной языковой практики.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности
дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, интегрированные занятия в
соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими
игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой
учителя-логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов
педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует
более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала
каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную
работу учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, воспитателей и родителей
дошкольников.
Выявление воспитанников для зачисления на логопункт: в мае проводится диагностика речевых особенностей
воспитанников в средней, старшей и подготовительной к школе группах, результаты предоставляются на ППк.,
затем результаты обследования детей заносятся в речевые карты.
Деятельность консилиума включает в себя:


определение психофизического статуса ребенка;






выявление зоны ближайшего развития;
определение объема необходимой коррекционной помощи;
выдачу рекомендации специалистам для осуществления коррекционных мероприятий;
выдачу рекомендации родителям для дальнейшего развития ребенка;
Программа составлена на основе :

 типовой базовой Программы логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического
нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), рекомендованной Ученым
Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в
ДОУ.
 Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
 Г.А.Каше, Т.Б. Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.М.:Просвещение,1978
 *Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации
для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.:
2004.
Приоритетным направлением деятельности является формирование у детей фонетически четкой, лексически
богатой, грамматически правильной связной речи.
Основные направления коррекционно-развивающей работы в СП:




выявление детей, имеющих речевые нарушения;
коррекция речевых нарушений;
профилактика.

Организация системы логопедического воздействия строится на принципах:






доступности;
гуманности;
индивидуального и дифференцированного подхода;
последовательности и систематичности.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на:






устранение речевого эффекта;
знакомство со звуками речи. Развитие умения различать их в речевом потоке.
выработку самоконтроля за правильным произношением;
совершенствование общей и мелкой моторики;
тренинг внимания, памяти, работоспособности, мышления и познавательного интереса;

Основными формами работы с детьми в группе коррекционной направленности является индивидуальная и
подгрупповая . Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности
речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Для каждого ребенка, зачисленного на логопункт составляются : речевая карта, план индивидуальной
логокорекционной работы и карта динамического развития ребенка.
Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих
коррекцию в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей
дошкольного возраста.
Для комплексного воздействия предусматривается вовлечение в коррекционный процесс родителей,
специалистов СП, прежде всего воспитателей. Преемственность в работе с воспитателями позволяет осуществлять
контроль за речевой деятельностью детей в процессе непосредственной организованной образовательной
деятельности и в образовательной деятельности в режимных моментах.

В процессе реализации общеобразовательной программы воспитатели группы развивают фонематическое
восприятие, мелкую моторику пальцев рук и артикуляторную моторику, формируют навыки звукового анализа
и синтеза. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы учителя-логопеда. Учет
индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий детьми. План лого-коррекционной работы
составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребенка с ФФНР . В плане индивидуальной работы
отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического
обследования нарушения речевой деятельности ребенка.
Индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей
к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях. Индивидуальные занятия направлены
на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие
фонематического слуха и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения
определяется индивидуально в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным
перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Существенной особенностью индивидуальных занятий является предваряющая отработка артикуляции звуков
и первоначальное их различение.
На индивидуальных занятиях проводится работа по:




активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации
на уровне слогов, слов.
Схема проведения индивидуального логопедического занятия:

1. Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики:




упражнения для челюстей;
упражнения для губ;
упражнения для языка;



мимические упражнения.

2. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук:



пальчиковая гимнастика;
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

3. Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения.
4. Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
5. Коррекционная работа по звукопроизношению:





постановка звука;
автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях);
дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого);
автоматизация звуков в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений;

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми, или уже
скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного
запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи — на базе пройденного
речевого материала.
Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер,
насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. При отборе программного
материала учитывается зона ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности развития
психических процессов детей: восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности. По структуре занятия
носят комплексный характер, включающий игры и игровые упражнения на усвоение и закрепление нового
материала, повторение изученного, обеспечив взаимосвязь с общей темой и целью занятия, а также
взаимообусловленность этапов внутри общей структуры. Предусмотрены приемы, обеспечивающие активную

речевую и познавательную деятельность детей, упражнения по закреплению правильного произношения заданного
звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), по формированию фонематического слуха и восприятия,
по овладению навыками элементарного анализа и синтеза, а также задания на развитие слухоречевой памяти.
Профессиональная коррекция осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки,
полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами
и родителями. На каждого ребенка заводится тетрадь для закрепления знаний, умений и навыков, полученных
на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради дает
методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В конце недели тетрадь передается
родителям для выполнения домашних заданий. Программа предусматривает вечерние и утренние консультации
родителей два раза в неделю.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию коррекционного процесса
с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание занятий отражено в календарнотематическом планировании, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Структура логопедического занятия на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука
и постановки звука
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика:
а) общие артикуляционные упражнения;
б) специальные артикуляционные упражнения;
в) упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
3. Объявление темы занятия.
4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим
воздействием).
5. Анализ артикуляции по плану:
а) положение губ;
б) положение зубов;

в) положение языка (кончик, спинка, корень);
г) участие голосовых складок;
д) характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и сопряженное проговаривание, игры
на звукоподражание. Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим с положительной
направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы занятия.
3. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
4. Произношение изолированного звука (совместно с логопедом, индивидуальное).
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристика звука (гласный, согласный, глухой-звонкий, твердый-мягкий).
7. Развитие фонематического слуха.
8. Автоматизация звука в слогах.
9. Автоматизация звука в словах.
10. Автоматизация звука в предложениях, стишках, скороговорках.
11. Автоматизация звука в тексте. Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим
с положительной направленностью
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные
артикуляционные движения для того или другого звука.
3. Объявление темы занятия.
4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (совместное, индивидуальное,
с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Развитие фонематического слуха.
8. Дифференциация звуков в слогах.
9. Дифференциация звуков в словах.
10. Дифференциация звуков в предложениях, стихах, скороговорках.
11. Дифференциация звуков в текстах.
12. Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим с положительной направленностью.
2.2. Особенности организации образовательного процесса
В соответствии со спецификой логопедического пункта образовательная область «Речевое развитие»
выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных
элементов формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями
речи в подготовительной группе на логопедическом пункте в соответствии с образовательной областью «Речевое
развитие» ФГОС ДО являются:
1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения)
- развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и
слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
Методы коррекционной логопедической работы:
1. Наглядные
- непосредственное наблюдение и его разновидности;
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по
игрушкам и картинам);
2. Словесные
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.
- пересказ;

- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
3. Практические
- дидактические игры и упражнения;
- игры-драматизации и инсценировки;
- хороводные игры и элементы логоритмики.
Средствами коррекции и развития речи детей с ФФНР являются:
общение детей с взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем,
инструктором по физической культуре и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, чтение
художественной литературы);
- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- непосредственная образовательная деятельность по другим разделам образовательной программы ДОУ.
2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как
личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях
создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители,
которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных
праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над
созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические
родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки
специальной литературы в каждой группе ДОУ. Учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь
родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации
родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме
в специальных тетрадях.

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать
совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть и как заниматься с ребенком дома. Это
поможет вовлечь ребенка в коррекционную деятельность. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть
в различные игры на развитие фонематического восприятия и слуха, проведут артикуляционную и пальчиковую
гимнастику, прочитают стихи, рифмовки, чистоговорки. Выполняя с ребенком предложенные задания, родители
смогут добиться чистого произношения звуков в речи и помогут развить фонематический слух и восприятие.
Задания подобраны в соответствии с изучаемыми в детского саду лексическими темами и требованиями
программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.
На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны
нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты
советуют».
Специально для родителей детей, посещающих логопункт, в приемных групповых ячеек оформляются
родительские уголки, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома,
и на прогулке, содержат описание подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Ш. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении
Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда
1.
2.
3.
4.
5.

Зеркало с лампой дополнительного освещения.
Скамеечка или несколько стульчиков для занятий у зеркала.
Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.
Зондозаменители, шпатели, ватные палочки, марлевые салфетки.
Спиртовые салфетки.

6. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки,
воздушные шары и другие надувные игрушки, мыльные пузыри, перышки, сухие листочки, лепестки
цветов и т. д.).
7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова,
словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения[1].
9. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи[2].
10. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
11. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
12. Лото, домино по изучаемым лексическим темам.
13. «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», «Играйка-различайка»,
«Играйка-читайка».
14. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
15. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп[3].
16. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
17. Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.
18. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового
и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений (семафоры, разноцветные флажки,
светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты, прямоугольники
разных цветов и т. п.)
19. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза
(«Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты»
и т. п.).
20. Разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа.
21. Слоговые таблицы.
22. Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.
23. «Мой букварь»[4].
24. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино (для формирования
и активизации математического словаря).
25. Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.

26. Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе («Волшебная яблоня»,
«Составь слова», «У кого больше слов», «Буква потерялась», «Скоро в школу», «Собери портфель» и т. п.).
[1] Иншакова О.Б. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
[2] Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. — СПб.,
«ДЕТСТВО-ПРЕСС».
[3] Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. — СПб.,
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», Картинки и тексты для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. — СПб.,
«ДЕТСТВО-ПРЕСС».
[4] Нищева Н.В. «Мой букварь». — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
Необходимым условием реализации программы является наличие в логопедическом кабинете необходимого
учебно-методического технического обеспечения, такого как комплексные и парциальные программы:


Программы логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического нарушения речи у детей
(авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт
коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.
 Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
 Г.А.Каше, Т.Б. Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.М.:Просвещение,1978
 *Воспитание и обучение детей с ФФН (старшая и подготовительная группа). Программа и методические
рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.,
Лагутина А.В. М.: 2004.

Учебно-методические пособия:
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов- на-Дону: Феникс.
2. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у детей 5—7 лет, конспекты занятий. М.: Творческий Центр «Сфера». 2017.
3. Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 5—7 лет. Волгоград: Учитель.
4. Курмаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5—7 лет. Блочно- тематическое планирование.
Волгоград; Учитель.
5. Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. Волгоград; Учитель.
6. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения. М.: Творческий Центр
«Сфера».
7. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой.
8. Полякова М. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.: «Айрис Пресс».
9. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград: Учитель.
10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. М.:
Мозаика — Синтез. Творческий Центр «Сфера».
11. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.:
«Издательство ГНОМ и Д».
12. Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст. Волгоград;
Учитель.

3.2. Перспективный план работы в старшей группе ДОУ (ФФНР)
Обследование детей (первые две недели сентября)
1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
I период обучения
(вторая половина сентября — ноябрь)
1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху
(не надувая щеки).
3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение
1. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных [м]-[м’], [б]-[б’], [д]-[д’], [н]-[н’], [в]-[в’],
[г]-[г’], [п]-[п’], [т]-[т’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [х]-[х’].
2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков
(индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
1. Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова (стол, мост).
2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, хлопки).
Знакомство со звуками [м], [б], [д], [г], [в], [н].
Выделение ударного гласного в словах.
Подбор слов на гласные звуки.
Анализ звукосочетаний: [ау], [уа], [иа].
Звуковой анализ слов: ам, ум, му, мы, да, он, на, но, ну.
Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») — на материале
изученных звуков.

1. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
2. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Развитие мелкой моторики
1. Обводка, закрашивание и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода).
2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

II период обучения
(декабрь, вторая половина января, февраль)
Развитие общих речевых навыков
1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Звукопроизношение
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков
(индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно,
палка, карман), в конце слова (радость).
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана).
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, ус, пишу, носки).
Выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, дом, кит, сук, мышь).
Знакомство со звуками [п], [т], [к], [ф], [х], [с]-[с’], [з]-[з’], [ц], [ш], [ж].
Дифференциация изученных твердых и мягких согласных звуков в изолированном положении, в слогах,
в словах.
5. Выделение твердых и мягких согласных звуков в начале и конце слова (дом, лес, день, лось).
1.
2.
3.
4.

Развитие мелкой моторики
1.
2.
3.
4.

Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).
Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам
в тетради.

III период обучения
(март, апрель, первая половина мая)
Общие речевые навыки
1. Продолжить работу над речевым дыханием.
2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.
Звукопроизношение
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков
(индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
1. Знакомство со звуками [щ], [ч], [й], [л]-[л’], [р]-[р’].
2. Анализ трехзвуковых слов с гласными [а], [о], [у], [ы], [э], [и],
3. составление схем слова (ива, осы, уха, эхо, мак, кот, душ, сыр, кит и др.).
4. Дифференциация на слух парных согласных [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с] в словах (бочка —
почка, удочка — уточка и т. д.).
Развитие мелкой моторики
1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
2. Усложнение работы с карандашом.
3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.

3.3. Перспективный план работы в подготовительной группе ДОУ (ФФНР)
Обследование детей (первые две недели сентября)
1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

I период обучения
(вторая половина сентября — ноябрь)
1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху
(не надувая щеки).
3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение
1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
2. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных
[м]-[м’], [б]-[б’], [д]-[д’], [н]-[н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п]-[п’], [т]-т’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [х]-[х’].
3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении
звуков (индивидуальная работа).
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
1. Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова (стол, мост).
2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений
(фонематического, слогового, анализа предложения)
1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, хлопки).
2. Знакомство с гласными [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2–3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.).
4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык,
стол и т. д.).
5. Подбор слов на гласные звуки.
6. Знакомство с согласными звуками [м]-[м’], [б]-[б’], [д]-[д’], [н]-[н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п]-[п’], [т]-[т’], [ф]-[ф’],
[к]-[к’], [х]-[х’].
7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
8. Знакомство с понятием «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук»
и «мягкий согласный звук».
9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.).
10. Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.).
11. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, Х.
12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Развитие мелкой моторики
1.
2.
3.
4.

Обводка, закрашивание и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода).
Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
Печатание пройденных букв в тетрадях.

II период
(декабрь, вторая половина января, февраль)
Развитие общих речевых навыков
1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков
(индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно,
палка, карман), в конце слова (радость).
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана)
и в середине слова (пылинка, карандаш).
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений
1. Знакомство со звуками [с]-[с’], [з]-[з’], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч] и буквами С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.
2. Учить полному звуковому анализу слов типа муха, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков).
3. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначить
твердые согласные синим, а мягкие – зеленым цветом).
4. Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука.
5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятие «слово», «слог как часть слова».
6. Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов,
а затем с простыми предлогами
(|_ _ _).
7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания:
а) раздельное написание слов в предложении;
б) точка в конце предложения;

в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;
г) правописание буквы И после букв Ж и Ш.
Развитие мелкой моторики
Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).
Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам
в тетради.
5. Составление букв из элементов.
6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
1.
2.
3.
4.

III период обучения
(март, апрель, вторая половина мая)
Общие речевые навыки
1. Продолжить работу над речевым дыханием.
2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.
Звукопроизношение
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков
(индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных.

2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой
структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.).
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений
1.
2.
3.
4.
5.

Знакомство со звуками [й], [л], [л’], [р], [р’]. Знакомство с буквами Й, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.
Обучать звуковому анализу слов из 3–6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.
Закреплять навыки слогового анализа слов и анализа предложений.
Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.
Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме:
а) с помощью мягкого знака в конце и середине слов (конь, коньки);
б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.

Развитие мелкой моторики
1.
2.
3.
4.
5.

Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).
Составление букв из элементов.
Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

3.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым
нарушением речи (ФФНР)
Для проведения индивидуальной диагностики учителем-логопедом используются речевые карты для
обследования ребенка дошкольного возраста "Карты динамического обследования дошкольника" и стимульный
материал для проведения обследования» О.В. Крупенчук.

Диагностика проводится три раза в год: сентябрь, декабрь, май.
Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения с учетом возможностей и способностей каждого
ребенка и отслеживать динамику развития и коррекции речевых нарушщений.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей осуществляется также воспитателями,
музыкальным руководителем и инструктором физического воспитания в начале учебного года. Все педагоги
заполняют мониторинги.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».